Великая Кхмерская империя (Часть 1)
Недавно я принимала участие в съемках фильма об Ангкор-Вате, величайшем из 300 храмов Ангкора – поселения могущественной когда-то Кхмерской Империи, предшественника современной Камбоджи.
Ангкор считается крупнейшим доидустриальным городом мира. Площадь древнего города равна 820 квадратным километрам. Это больше, чем Сингапур, чем российская Пермь!
Ангкор-Ват – величайший в мире храм, и он посвящен Вишну. Храмовый комплекс простирается на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Ангкор-Ват в 500 раз больше Ватикана. И если главный храм Ватикана – собор Святого Петра – строился 120 лет, то поражающий воображение своими размерами Ангкор-Ват был возведен всего за 40 лет! И это при отсутствии строительной техники, практически вручную, не считая слонов, конечно)). У храма пять башен и высота главной, центральной башни — 64 м, это высота современного 23-х этажного дома.
Что же за люди стоили этот храм? Глядя на великолепие храмов Ангкора, которые были когда-то обильно украшены золотом и драгоценными камнями, невольно возникает вопрос: «Да и люди ли это строили?» И что эта за загадочная цивилизация – Великая Кхмерская империя?
Эти вопросы привели нашу съемочную группу, возглавляемую продюсером Георгием Аистовым (духовное имя – Свами Авадхут) в джунгли далекой и практически неизвестной нам Камбоджи.
Про Ангкор-Ват снимается огромное количество фильмов, они освещают архитектурные, исторические, демографические, миграционные и даже оккультные исследования Кхмерской цивилизации. Нами же двигал другой интерес: кто они – кхмеры, во что верили, как жили, как смогли создать такую уникальную цивилизацию?
Наша съемочная группа была интернациональной: русские, украинцы, американцы, объединенные духовной идеей – затронуть в фильме вечные темы: темы смерти и бессмертия, истиной славы и величия, высших идеалов и непреходящих ценностей – дружно и самоотверженно работали вместе. Это объединение не только профессионалов, но и единомышленников: все талантливые, красивые, вдохновенные.
Герои фильма – Профессор, Архитектор, Астролог и Свами – каждый по-своему смотрел на величественные храмы и руины, каждый искал ответы на свои вопросы.
Профессора Университета Мехико интересовали исторические факты и сакральная близость цивилизаций кхмеров и майа, а также ведические корни обеих цивилизаций. Архитектор искал в архитектуре Ангкора ключ гармонии пространства и времени, проявляющийся в универсальных принципах васту, ведической архитектуры.
Свами видел повсюду многие лики Истины, которая Сама является причиной творения, силой поддержания и сметающей все на своем пути разрушительной силой времени.
Что искала я? Я не знала. Меня интриговали слова, высеченные на стеле одного из храмов Ангкора: «Земля Камбу подобна небу». Что это: послание древней цивилизации, загадка, которую еще только предстоит разгадать человечеству? Что имели в виду древние кхмеры: Камбоджа, «Земля Камбу» – это небесный атлас, древняя обсерватория, модель Вселенной и циклов ее развития? Я не нашла однозначных ответов на свои вопросы, но то, что открылось мне в конце нашего путешествия, превзошло все мои ожидания!
Сначала я просто пыталась понять эту землю, ее людей. Находясь среди них, разговаривая с ними, я испытывала, признаться, очень странное чувство, которое трудно передать словами: одновременно притягивающее и настораживающее. Случалось ли вам смотреть в глаза большой змеи? Этот немигающий взгляд завораживает и легким холодком пробегает по коже. А змей в архитектуре Ангкора действительно много: они сторожат входы в храмы, оплетают орнаментом стены и окна, почтительно раскидывают капюшоны над богами и смотрят на тебя неподвижным каменным взглядом с мостов, перекинутых через рвы с водой.
«Махабхарата», древнейший на земле эпос, «преданья старины глубокой», кроме арийских племен, описывает богов, спускавщихся на Землю, ракшасов (демонов), живущих рядом с людьми, пишачей (духов) и нагов, людей-змей. Наги были искусны в магии, хранили мистические знания, знали «порталы» между мирами и могли свободно перемещаться по всем уголкам Вселенной.
Однажды, гуляя по древним храмам, я спросила у Свами, могут ли быть современные кхмеры потомками нагов, и Свами ответил: «Да, это цивилизация нагов, людей-змей, хранителей мистического знания и великих воинов».
Он рассказал мне, что древнее государство кхмеров – Камбуджадеша – ведет начало от двух царских родов. Эти два рода описаны в Пуранах как Солнечная и Лунная династия. Два основателя Камбоджи – царь Камбу из династии Солнца и брахман Каундинья из династии Луны.
Древняя легенда гласит, что аскет и мудрец Камбу-риши взял в жены дочь великого Шивы, небесную апсару по имени Мера. Их потомки – «К-меры», а страна – «Камбуджа», или «Камбуджадеша», что в переводе с санскрита означает «Земля потомков Камбу».
Также предание говорит, как однажды индийский брахман Каундинья увидел сон, в котором Владыка Вселенной Вишну повелел ему отправиться в путешествие и принести знания в далекие земли. В награду Вишну обещал ему царство. Выполняя наказ Вишну, брахман достиг страны нагов – мистических существ, людей-змей. Каудинья покорил сердце принцессы нагов и женился на ней.
При помощи своих мистических сил Каудинья осушил топи и болота, чтобы его потомки могли жить и процветать на них. Он предрек, что эта земля будет благодатна для жизни, но как только люди утратят свое благочестие и забудут дхарму, вода вернется и скроет эти земли, а знания будут забыты.
Боги предстали перед ним, и царь небес Индра вручил брахману золотое копье как символ царской власти. Он сказал: «Там, где вонзится выпущенное тобой копье, будет воздвигнут величайший храм повелителя всех миров Вишну. Этот храм во все времена будет нести благо всем живущим на Земле».
«Но как я смогу построить такой храм»? – спросил удивленный брахман. И тогда Вишвакарма, зодчий богов, благословил его, сказав, что все нужные ведические знания придут к нему и к его потомкам в нужное время, а великие мастера и художники уже родились на земле, чтобы исполнить предначертанное.
Так брахман Каундинья стал первым царем Камбоджи, который построил величайший храм Вишну – Того, кто поддерживает Землю и всю Вселенную.
Прошли века, а может быть, тысячелетия, одни цари сменяли других, но летописи кхмеров говорят, что брахман Каундинья воплотился вновь в XII веке как царь Сурьяварман II, который и построил современный Ангкор-Ват.
Возможно, что Сурьяварман II строил на месте когда-то существовавшего храма…
Архитектор, анализируя даты построек, удивлялся тому, что загадочные кхмеры строили, не прекращая, на протяжении 400 лет (IX - XII вв), а затем, построив свои 320 храмов (из которых сохранились 300) и создав величайшую на Земле ирригационную систему вокруг них, прекратили строительство, как будто закончили работы по намеченному плану. Окончание строительства не было связано с упадком империи, наоборот, еще почти два века страна Камбу процветала.
Возможно, все храмы Ангкора возводили на более древних сооружениях. Архитектор не раз обращал наше внимание на огромные плиты облицовки каналов, выполненные из мегалитов, на древнюю консольную (или самонесущую) кладку, при которой не требуется использование цемента, а плиты столь плотно прилегают друг к другу, что швы между ними становятся неразличимы, и на другие премудрости древних строительных технологий.
С вероятностью существования более ранних построек на этой земле соглашался и Профессор, который рассказывал нам об археологических раскопках, обнаруживших здесь поселения людей еще в эпоху позднего палеолита, а это 35000 лет назад.
Однако, на стене одного из храмов мы видели изображение стегозавра, динозавра-вегетарианца, существовавшего на Земле 155 млн. лет назад. Также, говорят, что в святилище Ангкор-Вата, куда не пускают туристов, есть настенное изображение апсары (небесной танцовщицы) верхом на динозавре с длинной шеей. Откуда здесь динозавры? Может, средневековые кхмеры копировали эти изображения с более древних храмов, которые строили их предки, видевшие динозавров, а может они и сами видели этих животных? Ведь наги могли перемещаться не только в другие миры, но и в другие эпохи, путешествовать не только в Пространстве, но и во Времени.
Профессор рассказывал нам, что слово «Ангкор-Ват», означающее «великий священный город-храм», возникло относительно недавно. Оно является искаженной формой санскритского слова «нагара», означающего «город». В языке и топонимах кхмеров много санскритских слов, что подтверждает, по мнению Профессора, ведические корни Кхмерской цивилизации. Например, название священной для кхмеров реки Меконг - искаженное «Ма Ганг» или «Мать Ганга», а название обнаруженного в 2013 году города Махендрапарвата переводится с санскрита как «Великая гора Индры».
Первоначально же Ангкор-Ват был известен под именем «Врах Вишнулока» – «Священная обитель Вишну». Так назвал его Сурьяварман II, великий король Кхмерской империи (1113 – 1150 гг), который расширил и укрепил ее границы. Тогда «Земля Камбу» объединяла земли современных Камбоджи, Лаоса, Тайланда и Вьетнама.
Сурьявармана II называли (или он сам провозгласил себя) Девараджем – «Богом-Царем». Он принадлежал к династии законных королей Ангкора, но трон был узурпирован его дядей, и Сурьяварман родился в тюрьме. История этой личности окутана загадками и тайнами, тем не менее, известно, что когда мальчику исполнилось 14 лет, он вызвал на поединок своего дядю и победил его, став королем империи. Эти факты биографии позволили Сурьяварману заявить о себе как о воплощении Кришны (Кришна тоже явился в этот мир в тюрьме, где царь Камса держал свою сестру и ее мужа, и в 14 лет Кришна одолел Камсу в поединке, став царем Двараки).
Летописи кхмеров же называют Сурьявармана II воплощением Каудиньи, первого кхмерского царя, который в незапамятные времена принес культ поклонения Вишну в эти земли. Сурьяварман II и еще один царь – Джаяварман III (мы еще будем говорить о нем) – из всех правителей Кхмерской империи были вайшнавами, теми, кто поклоняется Вишну. Остальные короли были шиваитами и поклонялись Шиве, а позднее (в начале XIII в.) приняли буддизм.
Ангкор-Ват был задуман и выполнен по всем принципам васту, ведической архитектуры. Он ориентирован по сторонам света, имеет четыре входа и окружен рвом с водой. Водоем символизирует Причинный океан Карана, а сам храм — священную гору Меру, обитель богов и центр всего мироздания. Ведические писания сообщают, что из вод Причинного океана возвышается гора Меру, центральная вершина которой окружена четырьмы другими вершинами, и вокруг этой горы вращаются звезды и весь небосвод.
Архитектор говорил, что ров с водой вокруг храма - не только символ, он защищает и сохраняет храм. Именно вода поддерживает храм: его фунламенты не оседают.
За рвом идет внешняя стена города-храма, она огораживает пространство площадью 820 тысяч квадратных метров. Учитывая, что площадь Ангкора 820 квадратных километров, невольно возникает вопрос – это случайное совпадение, или Ангкор-Ват был задуман древними мастерами как «город в городе», фрактал Ангкора? Таких необъяснимых «совпадений» в Ангкоре слишком много, чтобы верить в их случайность.
За стеной, кроме самого храма, были еще и городские постройки, и торговые лавки, и дороги, и дома горожан, и королевский дворец. Они не сохранились — сейчас здесь лес. И только каменные храм и библиотеки, как символ вечного стремления человека к Богу и божественному знанию, остались в веках.
Храм Ангкор-Вата олицетворяет Вселенную. У него сложная трехуровневая композиция со множеством лестниц и переходов, галерей и бассейнов. Три уровня символизируют три плана бытия или три «этажа» Вселенной: низшие (адские), средние (земные) и высшие (райские) планеты, по которым странствует бессмертная душа, и куда она попадает вследствие закона кармы, своих совершенных поступков.
И действительно, испытываешь угнетающее чувство, когда блуждаешь по «подземному» миру: тяжелые плиты нависают над тобой огромными массивами. Этот ярус находится ниже уровня земли, здесь мало света, и безнадежное уныние невольно завладевает тобой. Согласно Ведам, в низшие миры душа приходит, чтобы искупить свои грехи.
Стены галерей первого яруса украшены тончайшей и искусной резьбой, которая буквально оживляет камень и изображает сцены из великих ведийских эпосов «Рамаяны» и «Махабхараты», а также сценами из жизни кмеров.
Средний ярус храма символизирует план земного существования. Здесь есть свет и тень, величие и бесславие: площадки перед бассейнами открывают вид на башни храма, а из некоторых галерей виден «нижний» мир; на окнах — баллюстрады из сложенных друг на друга дисков, символизирующих сансару, колесо перерождений и бесчисленные жизни, которые проживает душа в материальном мире.
Галереи второго яруса украшены скульптурными изображениями апсар, небесных танцовщиц, которых в Ангкор-Вате около 2500. И при этом нет ни одной повторяющейся: все они индивидуальны, имеют разные прически, одежды и головные уборы, занимают разные позы. У всех апсар веки прекрасных миндалевидных глаз полуопущены и на лице застыла полуулыбка, будто они знают нечто важное, о чем никогда не расскажут тебе. Говорят, что в Ангкор-Вате есть одна апсара, которая смотрит прямо на тебя и широко улыбается. Но я не нашла ее...
Верхний уровень храма был предназначен для Бога и царя. Царь приезжал верхом на слоне и входил отдельно через Восточные ворота. И это не удивительно, так как восточное направление в астрологии считается направлением Солнца, царя среди планет.
Мудрецы и мистики входили в храм с севера, это направление Меркурия, планеты знания, а торговцы и ремесленники — из Южных ворот.
Простые люди и иноземцы входили (и входят до сих пор) с Западных ворот, это главный вход в храм. Это направление Сатурна, которого олицетворяют с богом смерти Ямараджем. Мост, ведущий к западным воротам — самый длинный, и когда идешь по нему под пристальным взглядом Ананта Шеша, Властелина Змей, осознаешь, что этот бренный мир — лишь дорога в царство Ямы.
Однако, настроение твое меняется, когда ты входишь в храм — взору предстают величественные башни божественного мира и центральная башня, символизирующая гору Меру, центр Вселенной. Таким образом, архитектура храма отвечает на вопрос о смысле человеческого жизни, придавая ей высокое предназначение и укрепляя надежду. Храм сдвинут к востоку, что создает иллюзию величественности, кажется, что за главной башней такой же длинный путь, который ты преодолел, входя в храм с Западных ворот.
Продолжение следует...