В давние времена у мудреца Кашьяпы Праджапати, прародителя человечества, и его жены Адити родилось двенадцать богов, получивших по имени своей матери общее имя Адитьев. Одним из них был Сурья, дающий свет мирам. У Сурьи много имен: «Вана-парва» приводит 108 его имен. Пураны в основном упоминают два имени: Мартанда – «Рожденный из мертвого яйца» и Вивасван – «Лучезарный».
Предание гласит, что однажды к дому Адити пришел Чандра, бог Луны. Адити была беременной и не смогла быстро встать, чтобы приветствовать гостя. Ее промедление Чандра принял за признак неуважения и в гневе воскликнул: «Пусть ребенок в твоем чреве умрет!» Слова Чандры безмерно опечалили Адити, и видя непрерывные слезы своей жены, Кашьяпа спросил о причине ее горя. Адити поведала мужу о проклятии Чандры, но Кашьяпа благословил жену, сказав, что ребенок в лоне Адити вернется к жизни. Так, сын Адити получил во чреве матери имя Мартанда, а после рождения стал известен как Вивасван.
Пураны описывают, как Вивасван женился на Сангье, дочери зодчего богов Вишвакармы. Их первым ребенком был Ваивасвата Ману, от которого берет свое начало Солнечная династия. У Сангьи и Вивасвана было еще двое детей: сын Яма, который стал богом смерти и справедливости и дочь Ями.
Сангья не смогла вынести постоянный жар, исходящий от супруга, и тайно ушла к отцу, оставив вместо себя свою тень, чхаю, в которую вдохнула жизнь. Вишвакарма не одобрил поступок дочери, и чтобы искупить свой грех, Сангья приняла облик кобылицы и ушла на священное поле Куру предаваться аскезе.
Вивасван не заметил подмены и Чхая родила ему еще троих детей. Одним из них был могущественный Шани, бог планеты Сатурн. Чхая баловала своих детей, а старших детей не любила. Однажды Яма, не стерпев обиды, ударил мать ногой, и Чхая в гневе воскликнула: «Пусть нога твоя будет сломана!» Испуганный Яма поспешил к отцу и стал жаловаться: «Отец! Мать ненавидит нас, а любит только младших. Я ударил ее, это правда, но я прошу прощения за ошибку. Сжалься надо мной и скажи, как избежать ее проклятия!» Вивасван ответил сыну, что его нога не будет сломана, а лишь ужалена змеей.
Так Вивасван догадался, что Чхая не была его настоящей женой и отправился на поиски Сангьи. Вишвакарма сумел уменьшить сияние Вивасвана и сказал, где найти Сангью. Вивасван принял облик коня и вернул Сангью домой. Скоро у них родились Ашвинидэвы или Ашвини Кумары, два брата-близнеца, искусные врачеватели и целители богов.
Из всех планет Солнце считается самой важной, потому что олицетворяет три Веды: Риг, Яджур и Сама. Пураны объясняют смену дня и ночи путешествием Сурьи на большой колесницы, запряженной семью конями, которые представляют семь размеров ведических гимнов: гаятри, брихати, джагати и другие. Вместе с Сурьей в его колеснице путешествуют по небу другие Адитьи, мудрецы, гандхарвы, небесные девы, якши, змеи, которые сменяются каждый месяц и несут тепло, холод и дождь в течение тридцати дней.
Сурья занят постоянным служением и потому часто остается в стороне от распрей между богами и демонами. Веды говорят о том, что однажды могущественный асур Равана, завоевав три мира, достиг области Солнца. Он направил своего министра во дворец Сурьи с дерзкими словами: «Царь света! Выходи на битву, тебя вызывает царь тьмы!» Сурья ответил: «Передай твоему повелителю, что у меня нет времени сражаться и мне все равно кто победит в этой битве». Услышав такой ответ, глупый и надменный Равана стал говорить всем, что одержал победу над самим богом Солнца.
Могущество Сурьи так велико, что его благословение может нарушить только сам Махавишну. «Ганеша-пурана» сообщает, что Сурья был очень доволен Вирочаной, сыном Прахлады Махараджа и отцом Бали, который хоть и родился демоном, был благочестив, соблюдал ритуалы Вед и оказывал покровительство брахманам. Сурья подарил ему венец, сказав, что смерть Вирочаны наступит только тогда, когда кто-нибудь сумеет снять с его головы этот венец. После такого благословения Вирочана возгордился и возомнил себя бессмертным. Тогда Махавишну принял облик прекрасной женщины, соблазнившей Вирочану, снял с головы венец и убил его.
Здесь было бы уместно вспомнить очень интересную историю о Вирочане. Упанишады сообщают, что однажды боги и демоны обратились к Праджапати, стремясь узнать от него о Брахмане, Безличном Боге. Праджапати сказал им: «Атман или дух – есть первая таттва (сущность), безгрешная и вечная, бесстрастная и непредставимая здесь». Ни боги, ни демоны не смогли понять этих слов. Тогда они избрали Индру (от богов) и Вирочану (от демонов) и направили их к Праджапати в ученики, чтобы те смогли познать Атман. Индра и Вирочана несколько лет жили у Праджапати, однако он не спешил открыть им тайну Брахмана. Наконец, желая испытать их, он сказал: «Ваше отражение, которое вы видите в зеркале или в воде и есть Атман, ваше истинное «Я» или душа».
Вирочана, ошибочно приняв слова Праджапати за истину, немедленно совершил священное омовение, облачился в дорогие одежды и украшения и, встав рядом с водой, взглянул на свое отражение. Приняв увиденное материальное тело за душу, за истинное «Я», он распространил это убеждение среди демонов. С тех пор демоны признали материю за дух.
Но боги не приняли эту философию, полагая за истину учение, согласно которому, Атман или истинное «Я», является сутью природы, независимым от материи и ума, чистым и совершенным.
С астрологической точки зрения, Солнце дает человеку прану, жизненную силу и энергию, управляет дыханием, а также выявляет индивидуальность и степень осознания человеком своего истинного «Я», дает силу и умение самостоятельно принимать решения.
В гороскопе Солнце представляет отца и карму, связанную с ним, а в женском гороскопе – еще и мужа.