Подобно тому, как душа постепенно меняет детское тело на взрослое и старческое, так и во время смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.
Что такое человек? Какова его глубинная сущность? Какое место занимает он в мироздании? Еще с древнейших времен люди задавались этими вопросами.
Человек привык думать, что он венец творения, центр мира. Действительно, человек центр вселенной, вселенной своих суждений, свершений, чувств, чаяний и заблуждений. Но существуют и иные представления о положении человека в мироздании. Многие тысячи лет назад в ведических писаниях уже было раскрыто представление о человеке и его духовной сущности. Человек, созданный по образу Бога, признается уникальной формой жизни одной из многочисленных, которая предоставляет редкий шанс освобождения из круговорота рождений и смертей в материальном мире и достижения мира вечного знания и блаженства мира духовного. Это достигается через осознание своей духовной природы и раскрытие вечных духовных взаимоотношений с Господом. Подлинное освобождение это отказ от эгоистических, частных и временных интересов, служение на пользу вечного и целого.
Веды провозглашают не антропоцентрическую картину мира, но теоцентрическую, то есть в центр мироздания помещают не человека, но Бога. Все остальные живые существа (и в том числе человек) прямо или косвенно служат Абсолютному Центру мироздания.
Рассмотрим человека с точки зрения Вед. Человеческое тело образует сложную систему, состоящую из грубо-материального и тонко-материального проявлений. Это, собственно, физическое тело, а также чувства, ум и разум. Физическое тело поддерживается потоками жизненной энергии, праны. Эти потоки циркулируют на тонко-материальном плане и образуют точки концентрации этой психической энергии чакры. Чакра в буквальном переводе с санскрита означает круг, колесо или диск. Часто слово это переводят как вихрь, который отображает представление о чакрах как о вихрях психической энергии праны. Разные источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются шесть. Чувств в распоряжении человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Над чувствами властвует ум именно он принимает информацию, поступающую от органов чувств, обрабатывает ее и устремляет чувства к соответствующим объектам чувств. Но выше ума разум, который определяет целесообразность тех или иных решений ума.
За всеми этими грубыми и тонкими материальными оболочками скрывается духовная сущность человека душа. В Бхагавад-гите (3.42) сказано: Мудрецы провозгласили, что чувства выше безжизненных объектов, ум выше чувств, а непоколебимый разум выше ума. А то, что выше такого разума, сама душа .
Душа на санскрите называется дживой, или атмой. Джива в более определенном значении это индивидуальная бессмертная сущность живых существ (людей, животных, рыб, растений и других форм жизни), которая не разрушается при наступлении смерти тела. Так, в Брахма-самхите (5.21) утверждается: Эти души являются нерожденными и связаны со Всевышним узами вечного родства. Они представляют собой частицы духовной энергии .
Слово джива происходит от санскритского дживас, с корнем джив дышать. Оно имеет тот же самый индоевропейский корень, что и русское слово живой .
Но чем душа ( атма ) отличается от ума ( манах ) и разума ( буддхи )? Душа вечно юная и бессмертная частица сознания, величина постоянная. В Упанишадах и Бхагавад-гите говорится, что если однажды увидеть душу, жизнь полностью изменится. Человек будет потрясен невероятным богатством, которое сокрыто в нем! В невежестве мы принимаем себя за бренное тело и беспокойный ум. Но материальные чувства и ум вероломные агрессоры, враги истинного я. Подлинное я, душа, не нуждается в материальных оболочках. Чтобы жить, ей не нужны ни материальные чувства, ни ум, ни тело. Душе нет необходимости питаться материальной пищей. Она совершенно независима. Когда в сознании человека происходят подобные перемены, душа естественным образом устремляется в высшую сферу реальности, в свой родной дом. Мы не зависим от материи. Мы созданы из сверхтонкого материала, сознания.
В Бхагавад-гите (2.20) джива описывается как неизменная, вечная и неразрушимая: Душа не рождается и не умирает. Ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Будучи нерожденной и вечной, душа нетленна. Она неистощима и вечно юна, хотя и древнее всего. Рождение и смерть тела не затрагивают ее .
В процессе перевоплощения, после физической смерти тела, джива, в зависимости от своей деятельности ( кармы ) и индивидуальных желаний, принимает новое материальное тело: Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные ( Бхагавад-гита, 2.22).
В этих бесконечных перевоплощениях душу сопровождает Сам Господь в образе Сверхдуши, Параматмы. В Упанишадах сказано: Две птицы, неразлучные друзья, сидят на одном дереве; одна вкушает плоды дерева, а другая наблюдает, но не ест. Под двумя птицами в этом стихе понимаются душа ( атма ) и Сверхдуша (Параматма). Объясняется этот стих следующим образом: Господь сопровождает воплощенную в материальном теле душу повсюду в сотворенном мире. В любой форме жизни обусловленная душа и Сверхдуша вместе находятся в сердце живого существа, причем душа пытается наслаждаться материальной жизнью, в то время как Сверхдуша просто ждет, когда душа вспомнит о своих вечных отношениях со Сверхдушой. Господь, пребывая в сердце каждого живого существа, не обнаруживает Своего присутствия явственно, если на то нет Его воли и нет к этому стремления у души. Он пребывает рядом с душой как свидетель ее желаний, предоставляя живому существу возможность действовать. Главный принцип в отношениях Господа и каждой души свобода. Господь предоставляет нам свободу действовать в своих интересах, при этом относится к нам непредвзято, исполняет наши желания (как мимолетные, так и лелеемые или сокровенные) и гарантирует обязательность получения нами результатов наших желаний. Но когда душа избавляется от материальных желаний, то Господь изнутри лично дает ей советы, как идти к освобождению. Избавиться от материалистических представлений о себе и окружающем мире не так просто, в процессе духовной эволюции материальные чувства должны смениться духовными произойти это может только при помощи свыше: по милости Господа или Его святых преданных.
Стремящиеся к подлинному освобождению из мира страданий и смерти, встают на путь преданного служения Господу, основанному на любви и искренней привязанности. Веды утверждают: конечная цель каждого живого существа это обретение чистой любви к Богу ( бхакти ).