Духовный мир — мир высшей реальности, неувядающей красоты и бесконечного очарования. Здесь все движимо любовью к Господу, и Он отвечает взаимностью на чувства каждого, кто вступает в Его обитель.
Сейчас мы в ловушке постоянно сжимающегося и разжимающегося мира, тогда как в духовном царстве все пребывает в вечном блаженном танце. Но даже та реальность делится на разные области более высокого и более низкого порядка в зависимости от трансцендентного вкуса (рас) и блаженства (ананда) того, к чему стремится каждое индивидуальное сознание.
Говоря о духовном мире, мы подразумеваем Вайкунтху. Это мир сознательной, продуманной преданности. Над ним расположен другой уровень субъективного бытия мир безусловной, спонтанной преданности Голока. Там происходят вечные и разнообразные игры и отношения с Абсолютом представлены во всей полноте: шанта пассивное служение, дасья активное служение, сакхья дружба, ватсалья родительская привязанность, мадхурья супружеские чувства. Мадхурья в свою очередь подразделяется на свакийю законные супружеские отношения – и паракийю – взаимоотношения любовников.
В Бхагавад-гите (7.5) говорится: Помимо этой низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией».
Внутренняя энергия Всевышнего проявляет духовную вселенную – Вайкунтху, что буквально значит «место, где нет тревог». Это вечное царство Верховной Личности Бога и Его вечно освобожденных спутников.
В Бхагавад-гите (15.16,17) Кришна так описывает различные состояния духовной энергии: «В этом мире есть два вида душ: подверженные греху и непогрешимые. Все существа, от Господа Брахмы до низших неподвижных форм жизни, являются подверженными греху (так как они отклонились от своей внутренней природы). Тогда как личности, утвердившиеся в своей божественной природе, известны как непогрешимые (личные спутники Господа). Но выше всего Высшая личность, известная как Параматма, Сверхдуша, полностью отличная от двух видов душ. Это Всевышний Господь. Входя в этот мир в Своем собственном вечном облике, Он поддерживает все существа во вселенной.
Затем Господь поясняет свое положение: Так как Я трансцендентен к подверженным греху, и выше Моих непогрешимых вечных спутников, Меня прославляют в этом мире и в Писаниях как Пурушоттаму, Высшую Личность(Бхагавад-гита, 15.18).
В ведических Писаниях мы также можем найти следующие описания Верховного Господа: Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходит такое множество законченных частей (Шри Ишопанишад обращение).
Ученые-трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную сущность Брахманом, Параматмой или Бхагаваном(Шримад-Бхагаватам 1.2.11).
Верховный Господь проявляет Себя с помощью безличного всепроникающего аспекта – Брахмана, локализованного в сердце каждого живого существа аспекта – Параматмы, при этом являясь Бхагаваном – изначальной личностной трансцендентной формой, исполненной вечного знания и блаженства (Господь обладает вечным, исполненным блаженства духовным телом. Он – источник всего сущего, но Сам Он не имеет источника, ибо Он высшая причина всех причин (Бхакти расамрита синдху, 5.1)). Эти три аспекта Господа одновременно различны и едины. Такова природа Господа одновременное единство и различие. Тот, кто приходит к личностной концепции Бхагавана (обладающего в полной мере шестью достояниями: красотой, богатством, славой, силой, знанием и отреченностью), достигает одновременно Брахмана и Параматмы.