Человеческое рождение столь ценный дар, что к нему стремятся даже боги. Мудрый человек использует этот шанс, чтобы осознать, что он не бренное тело, а вечная душа обитатель прекрасного мира Гармонии, Красоты и Любви.
Что такое человек? Какова его глубинная сущность? Какое место занимает он в мироздании? Еще с древнейших времен люди задавались этими вопросами.
Человек привык думать, что он венец творения, центр мира. Действительно, человек центр вселенной, вселенной своих суждений, свершений, чувств, чаяний и заблуждений. Но существуют и иные представления о положении человека в мироздании. Многие тысячи лет назад в ведических писаниях уже было раскрыто представление о человеке и его духовной сущности. Человек, созданный по образу Бога, признается уникальной формой жизни одной из многочисленных, которая предоставляет редкий шанс освобождения из круговорота рождений и смертей в материальном мире и достижения мира вечного знания и блаженства мира духовного. Это достигается через осознание своей духовной природы и раскрытие вечных духовных взаимоотношений с Господом. Подлинное освобождение это отказ от эгоистических, частных и временных интересов, служение на пользу вечного и целого.
Веды провозглашают не антропоцентрическую картину мира, но теоцентрическую, то есть в центр мироздания помещают не человека, но Бога. Все остальные живые существа (и в том числе человек) прямо или косвенно служат Абсолютному Центру мироздания.
Рассмотрим человека с точки зрения Вед. Человеческое тело образует сложную систему, состоящую из грубо-материального и тонко-материального проявлений. Это, собственно, физическое тело, а также чувства, ум и разум. Физическое тело поддерживается потоками жизненной энергии, праны. Эти потоки циркулируют на тонко-материальном плане и образуют точки концентрации этой психической энергии чакры. Чакра в буквальном переводе с санскрита означает круг, колесо или диск. Часто слово это переводят как вихрь, который отображает представление о чакрах как о вихрях психической энергии праны. Разные источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются шесть. Чувств в распоряжении человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Над чувствами властвует ум именно он принимает информацию, поступающую от органов чувств, обрабатывает ее и устремляет чувства к соответствующим объектам чувств. Но выше ума разум, который определяет целесообразность тех или иных решений ума.
За всеми этими грубыми и тонкими материальными оболочками скрывается духовная сущность человека душа. В Бхагавад-гите (3.42) сказано: Мудрецы провозгласили, что чувства выше безжизненных объектов, ум выше чувств, а непоколебимый разум выше ума. А то, что выше такого разума, сама душа .
Душа на санскрите называется дживой, или атмой. Джива в более определенном значении это индивидуальная бессмертная сущность живых существ (людей, животных, рыб, растений и других форм жизни), которая не разрушается при наступлении смерти тела. Так, в Брахма-самхите (5.21) утверждается: Эти души являются нерожденными и связаны со Всевышним узами вечного родства. Они представляют собой частицы духовной энергии .
Слово джива происходит от санскритского дживас, с корнем джив дышать. Оно имеет тот же самый индоевропейский корень, что и русское слово живой .
Но чем душа ( атма ) отличается от ума ( манах ) и разума ( буддхи )? Душа вечно юная и бессмертная частица сознания, величина постоянная. В Упанишадах и Бхагавад-гите говорится, что если однажды увидеть душу, жизнь полностью изменится. Человек будет потрясен невероятным богатством, которое сокрыто в нем! В невежестве мы принимаем себя за бренное тело и беспокойный ум. Но материальные чувства и ум вероломные агрессоры, враги истинного я. Подлинное я, душа, не нуждается в материальных оболочках. Чтобы жить, ей не нужны ни материальные чувства, ни ум, ни тело. Душе нет необходимости питаться материальной пищей. Она совершенно независима. Когда в сознании человека происходят подобные перемены, душа естественным образом устремляется в высшую сферу реальности, в свой родной дом. Мы не зависим от материи. Мы созданы из сверхтонкого материала, сознания.
В Бхагавад-гите (2.20) джива описывается как неизменная, вечная и неразрушимая: Душа не рождается и не умирает. Ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Будучи нерожденной и вечной, душа нетленна. Она неистощима и вечно юна, хотя и древнее всего. Рождение и смерть тела не затрагивают ее .
В процессе перевоплощения, после физической смерти тела, джива, в зависимости от своей деятельности ( кармы ) и индивидуальных желаний, принимает новое материальное тело: Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные ( Бхагавад-гита, 2.22).
В этих бесконечных перевоплощениях душу сопровождает Сам Господь в образе Сверхдуши, Параматмы. В Упанишадах сказано: Две птицы, неразлучные друзья, сидят на одном дереве; одна вкушает плоды дерева, а другая наблюдает, но не ест. Под двумя птицами в этом стихе понимаются душа ( атма ) и Сверхдуша (Параматма). Объясняется этот стих следующим образом: Господь сопровождает воплощенную в материальном теле душу повсюду в сотворенном мире. В любой форме жизни обусловленная душа и Сверхдуша вместе находятся в сердце живого существа, причем душа пытается наслаждаться материальной жизнью, в то время как Сверхдуша просто ждет, когда душа вспомнит о своих вечных отношениях со Сверхдушой. Господь, пребывая в сердце каждого живого существа, не обнаруживает Своего присутствия явственно, если на то нет Его воли и нет к этому стремления у души. Он пребывает рядом с душой как свидетель ее желаний, предоставляя живому существу возможность действовать. Главный принцип в отношениях Господа и каждой души свобода. Господь предоставляет нам свободу действовать в своих интересах, при этом относится к нам непредвзято, исполняет наши желания (как мимолетные, так и лелеемые или сокровенные) и гарантирует обязательность получения нами результатов наших желаний. Но когда душа избавляется от материальных желаний, то Господь изнутри лично дает ей советы, как идти к освобождению. Избавиться от материалистических представлений о себе и окружающем мире не так просто, в процессе духовной эволюции материальные чувства должны смениться духовными произойти это может только при помощи свыше: по милости Господа или Его святых преданных.
Стремящиеся к подлинному освобождению из мира страданий и смерти, встают на путь преданного служения Господу, основанному на любви и искренней привязанности. Веды утверждают: конечная цель каждого живого существа это обретение чистой любви к Богу ( бхакти ).
Елена 02 июня 2017, 16:54
Следует ли из приведённой трактовки ШБ, что Дэваты (обитатели райский планет) лишены духовного самопознания? и как объяснить рождение в Бхарата-варше людей, исповедывающих буддизм, мусульманство, христианство, остальных Вишну двешей?
Перефразируя смысл приведённого шлока, человек, у которого есть средства на покупку Бентли, плачет и сокрушается, что ему не доступна покупка велосипеда.
Полный абсурд.
Индубала 20 февраля 2017, 18:43
В «Шримад-Бхагаватам» (5.19.21) сказано:
этад эва хи дева̄ га̄йанти —
ахо амӣш̣а̄м̇ ким ака̄ри ш́обханам̇
прасанна эш̣а̄м̇ свид ута свайам̇ харих̣
йаир джанма лабдхам̇ нр̣ш̣у бха̄рата̄джире
мукунда-севаупайикам̇ спр̣ха̄ хи нах̣
«Боги, жители райских планет, зная, что человеческая форма жизни наилучшим образом подходит для духовного самопознания, говорят: «Какая огромная удача выпала людям, родившимся в Бхарата-варше! Нет сомнений, что в прошлых жизнях они совершили много аскетических подвигов и других благочестивых поступков или даже добились благосклонности Самого Верховного Господа. Иначе как еще объяснить, что теперь они могут заниматься самыми разными видами преданного служения? Мы, боги, можем лишь мечтать родиться людьми в Бхарата-варше, чтобы преданно служить Господу, тогда как ее жители уже достигли этой цели».