ЧЕТВЕРТЫЙ ДОМ, ИЛИ МАТРИ-БХАВА (ДОМ МАТЕРИ)
4-й дом – это вторая кендра, и это матри-бхава, дом матери. Он показывает мать, место жительства, дом, собственность, родину. Кроме того, этот дом называют субха-бхава, дом счастья.
Почему все эти показатели объединены в 4-м доме? Веды говорят, что у человека семь матерей: та, которая родила, та, которая вскормила, та, которая воспитала, а также жена духовного учителя, жена царя или правителя, мать-корова и мать-Земля.
Наше отношение к матери формирует чувство счастья. В современном мире редко встретишь счастливых людей, и это не удивительно, потому что разрушаются духовные устои общества и традиционные культуры, основанные на уважении и почитании своих матерей. Мы нещадно эксплуатируем недра Земли, убиваем коров, разрушаем родственные связи. Из-за всего этого мир стоит на грани экологической катастрофы, меняется климат, стремительно растет статистика самоубийств, а также распространения психических заболеваний и депрессии.
Почему в цивилизации, где первое место занимают комфорт и удовольствия, так много суицидов, почему люди так несчастны? Возможно, пришло время пересмотреть свое отношение к матерям и задуматься о том, что такое настоящее счастье? «Субха» переводится с санскрита буквально как «благо». Настоящее благо, с точки зрения Вед – осознать свою духовную природу, осознать себя, как личность, у которой есть и гражданский долг, и долг по отношению к Земле-матери и другим матерям, который состоит в том, чтобы беречь и защищать их. Как двенадцатый дом (потери) от 5-го (дхарма), 4-й дом говорит о нашем иллюзорном представлении о себе и своей природе, о поиске телесной концепции счастья, а поступки, идущие вразрез с дхармой, или морально-нравственным законом, отдаляют нас от счастья. Кроме того, 4-й дом – второй по счету от 3-го, и это – плоды наших усилий. Если они не приносят благо, откуда ждать счастья?
4-й дом – дом мокши, и как во всех домах мокши, в нем заложена внутренняя трансформация личности. Этот дом склоняет нас к поиску истинного счастья. Испытывая внутреннюю неудовлетворенность или пребывая в несчастье, мы задаемся вопросами: «Что такое счастье?», «Как стать счастливым?». Современные психологи говорят: «Полюби себя», но как можно это сделать, если мы не знаем себя? Некоторые философы полагают, что счастье в уме, но как часто мы не повторяли бы аффирмации, как бы не убеждали себя, что счастливы, это не принесет нам настоящего удовлетворения. Материальное счастье преходяще и всегда недосягаемо: удовлетворенное желание приносит краткую радость, но затем сменяется новым, бо́льшим желанием. Веды говорят, что истинное счастье – в сердце, и джйотиш выражает эту философскую идею: 4-й дом – это также дом сердца. Влияние 4-го дома как дома мокши проявляется в том, что, не найдя счастья во временных категориях, мы можем отказаться от тщетных поисков и обратиться к поискам внутреннего счастья, поискам мира красоты, любви и гармонии. Поэтому святые говорят: «Изменись сам, и мир изменится».
Этот дом связан не только с матерью, но и с родом. Разрыв родовых связей, забвение прошлого ведет к равнодушию, а это – антипод счастья. Как дом мокши 4-й дом связан с прошлым, настоящим и будущим, поэтому для достижения счастья так необходимо хранить память о прошлом и осознавать ответственность за будущее. Слова «живи здесь и сейчас» стали расхожими и многими понимаются неверно, как отказ от ответственности, что ведет к одномоментному «сознанию бабочки». На самом деле, жить здесь и сейчас – это жить в осознании вечности, которая есть непрерывный поток прошлого, настоящего и будущего.
4-й дом находится напротив 10-го, карма-бхавы, дома деятельности. Таким образом, счастье мы куем своими собственными руками, совершая те или иные поступки, или карму.