ВТОРОЙ ДОМ, ИЛИ ДХАНА-БХАВА (ДОМ БОГАТСТВА)
Второй дом гороскопа называется дхана-бхава. «Дхана» переводится как «богатство», и во 2-м доме «сложено» все наше богатство. И это не только деньги. Богатство – это еще и семья, образование, знание, речь, питание, зрение, воображение и память.
2-й дом показывает то образование, которое мы восприняли в семье в детстве. Когда мы говорим «мальчик из интеллигентной семьи», мы как раз имеем в виду этот тип образования. Поэтому сильный 2-й дом – это и хорошие манеры, и красивая, грамотная речь, и широкий кругозор и т.д.
Память – священное достояние, наше неоспоримое богатство. Сейчас мы наблюдаем, как переписывается история в угоду каких-то политических веяний или тенденций. История порой необъективна, и сложно понять, что же было на самом деле. В этом отношении священные писания более достоверны. Например, пураны. Они описывают историю человечества, историю сотворения мира. 2-й дом также носит название «шастра-бхава» – дом знания священных писаний. И это тоже наше богатство.
2-й дом говорит о памяти и воображении, и это, действительно, богатство. Воображение – это наш внутренний мир. Говорят о богатом или скудном внутреннем мире человека. В эпоху информационного общества и развития «клипового мышления» мы беспокоимся о наших детях, которые почти перестали читать книги – и не напрасно. Потому что при чтении включается воображение, и это развивает ум, интеллект, учит сопереживанию, эмпатии и другим прекрасным качествам, которые, по сути, и составляют наше внутреннее богатство.
2-й дом – дом зрения, и это поистине – бесценный дар. Спросите у незрячего человека, и он скажет, что самое большое богатство – видеть мир. Зачастую мы просто не ценим свое истинное богатство, полагая, что богатство – это только деньги и материальные ценности. Когда приоритеты человека смещаются в сторону стяжательства, он готов многим пожертвовать ради денег – и честью, и достоинством, и близкими, и своими моральными принципами. На мой взгляд, это раскрывает сокровенный смысл 2-го дома, как дома мараки, смерти. Деньги – это большое испытание в жизни человека, не все его выдерживают, особенно в обществе, которое нацелено на потребление. В этом мире нам ничто не принадлежит. Как говорил Иисус: «С пустыми руками приходит человек и с пустыми руками уходит». Когда умирает человек, все, что он считает своим – деньги, имущество, семья, дети, процветающий бизнес, недвижимость – он не может забрать с собой. Священные писания мира говорят, что все принадлежит Богу. Веды называют Его имя – Бхагаван, или Владелец всех богатств, это одно из имен Кришны, Верховного бога.
Пищу также дает Господь, и это наше богатство и одна из характеристик 2-го дома. В 90-х годах вышла книга «Я никого не ем», и эта книга была достаточно популярна. В ее основе лежало утверждение Вед. Аюрведа говорит: «Мы то, что мы едим». Пище не только питает физическое тело, но и насыщает его праной, жизненной энергией. Если мы едим убойную пищу, то вместе с ней получаем и энергию страха, боли, страдания, которое испытывало животное в момент смерти. Получая такую пищу, мы сами становимся раздражительными, тревожными, нас охватывает фрустрация, страх, злость и т.д. пораженный 2-й дом может говорить о привязанности к убойной пище.
2-й дом – дом панапара, и как все дома панапара, он олицетворяет собой плоды предыдущего дома, то есть 1-го дома, дома личности. Насколько развита личность, настолько развита и ее речь. По речи можно судить о человеке. Речь – еще одна важная характеристика 2-го дома, и это – наше богатство. Необходимо следить за чистотой речи, ведь чистота речи – это чистота сознания. Сумеречное, спутанное сознание не может воспринять дхарму, не может осознать себя, как часть Бога. И такое сознание проявляется в скудной, неразвитой речи. Речь человека может нести зло или спасение. Речь может вдохновлять, речь может убивать, и это так же проявление 2-го дома, как марака-стханы.
Известна басня Эзопа о языке. Древнегреческий поэт Эзоп был рабом философа Ксанфа, который однажды приказал Эзопу: «Принеси мне самое лучшее на свете». Эзоп принес ему язык. Ксанф сказал: «Что же это такое?» Эзоп ответил: «Язык – это самое лучшее на свете. При помощи языка строятся города, развивается культура народа. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Ксанф подумал и согласился. А потом сказал: «А теперь принеси мне самое худшее». Эзоп опять подносит ему язык. «Как это так? Ты же сказал, что язык это самое лучшее в мире?» – удивился Ксанф. На это Эзоп ответил: «Что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-то хуже языка?» Ксанфу ничего не оставалось делать как согласиться с мудростью Эзопа.
Не случайно 2-й дом – это и вача-бхава (дом речи), и шастра-бхава (дом писаний). Речь несет благо и становится достоянием, когда покоится на знании и понимании священных писаниий.
Философское осмысление джйотиш показывает нам удивительные взаимосвязи: богатство языка определяет богатство человека. Россия – одна из самых богатейших стран мира, и мы говорим на «великом, могучем русском языке». Русский язык – удивительный, и мы должны бережно относиться к нему.