«Земля Камбу подобна небу» (Часть 2)
Много столетий древний город хранил свои секреты, и никто не знал о его существовании.
Первые упоминания о загадочном «Мертвом городе» появляются в Европе в записках португальских путешественников в середине XVI века, а через двести лет, в 1850 году, французский миссионер Шарль Буйево в своей книге «Путешествие в Индокитай» описал величественные руины, затерянные в джунглях Камбоджи.
Однако широкую известность Анкор-Ват получил благодаря Анри Муо, французскому путешественнику и натуралисту. Его жизнь, короткая и яркая, как вспышка магния, высветила древний город кхмеров в потемках Истории.
Анри Муо родился во Франции, учился в России, много путешествовал, женился на дочери знаменитого исследователя Африки и кумира своей юности, и в 31 год на собственные средства снарядил экспедицию в Юго-Восточную Азию.
Он был молод, талантлив и одержим.
Его друзьями были и король Сиама, и буддистский монах, и простой туземец-слуга, который после смерти своего господина привез его дневники во Францию. Опубликованные женой Анри Муо, путевые заметки путешественника произвели настоящую сенсацию в «просвещенном мире» и до сих пор будоражат воображение европейцев загадками древней цивилизации и мечтой о странствиях.
Говорят, что Анри Муо, собирая образцы флоры и фауны, заблудился в джунглях и случайно наткнулся на живописные развалины… Говорят, что древний город приходил к нему во снах с самого детства, и однажды, услышав истории о «Мертвом городе», Анри понял, что это город из его сна, и он должен непременно отыскать его…
Так или иначе, 22 января 1860 года Анри Муо увидел Ангкор-Ват и записал об этом в своем дневнике. Он был прекрасным рисовальщиком, и его рисунки показались европейцам картинами из другого мира.
Анри писал: «В провинции, расположенной на 14 градусах широты и 102 градуса восточной долготы по отношению к Парижу, находятся внушительные развалины. Это результат колоссальной работы. Их вид вызывает такое восхищение, что возникает вопрос: каким образом этот народ сумел стать настолько цивилизованным, могущественным и просвещенным, чтобы выполнить эти гигантские работы? Один из таких храмов – самая красивая базилика, какую я видел, и он превосходит по грандиозности все, что когда-либо породило греческое или римское искусство».
Через год, в ноябре 1861 года, во время очередной экспедиции в джунгли Лаоса, Анри Муо умер от малярии. Ему было 35 лет. Его захоронение затерялось в джунглях, и было случайно обнаружено лишь в 1990 году. В этом же году скромный монумент был отреставрирован.
Все повторяется…
После сенсации, которую произвели записки и рисунки Анри Муо, начались исследования джунглей, где стали находить новые храмы и часовни с надписями на санскрите.
В 1864 году Франция сделала Камбоджу своим протекторатом, а в 1907 г. была организована комиссия по охране храмов Ангкора. Сотни исследователей и тысячи туристов устремились в Ангкор...
«Ангкор» переводится с кхмерского языка, как «Город столиц».
Первый кхмерский император и основатель империи, король Джаяварман II, которого короновали в 802 году как Чакравартина – «Того, кто поворачивает колесо истории» – построил при жизни сразу три столицы: Махендрапура, Амарендрапура и Харихалайя.
В разные времена столицами Ангкора были разные города, и каждый император старался построить еще более величественный город, украшая храмы драгоценными камнями и золотом.
Но прежде чем знакомиться с ними, мы посетили уникальные подводные храмы и увидели многие Шива-лингамы, протекая по которым, освященная вода спускалась в долину Ангкора и питала его земли. Эти храмы были построены во времена Джаявармана II, и сейчас они называются «Река тысячи Лингамов». Находясь рядом с ними, понимаешь, что эти места священны: камни, из которых высечены лингамы – черного цвета. В Индии такие камни называют Шалаграмами и считают воплощением Вишну.
В конце IX века король Яшоварман I, правнук Джаявармана II, основывает новую столицу – Яшодхарапура. На холме высотой 65 метров он строит храм «Пном Бакхенг», который считается одним из самых древних сооружений Ангкора.
Его называют «каменным календарем» кхмеров. 108 башен храма окружают святилище. Они соответствуют 27 накшатрам, или лунным стоянкам, и 4 фазам Луны (или 4 падам, четвертям накшатр). Надпись на храме гласит, что назначение храма – «символизировать своими камнями небесное движение звёзд».
В X веке столицей Кхмерской империи стал город Лингапура, или Кох Кер. Его основал самопровозглашенный император Джаяварман IV.
Кох Кер был столицей Ангкора всего чуть более двадцати лет, но храмы и размах строительства здесь поражают, особенно пирамида Прасат Тхом, которая так напоминает пирамиды ацтеков и майя. Ее высота 32 метра, а ширина – 55 метров. Она имеет семь ступеней, которые символизируют переход из времени в небытие.
Профессор рассказывал нам, что культ ацтеков – поклонению Кетцалькоатлю, «Пернатому змею» перекликается с поклонением кхмеров Ананта Шешу, «Вселенскому змею».
Предназначение этой пирамиды у кхмеров не известно. Ее называют «Башней смерти» и говорят, что император-узурпатор казнил неугодных, сбрасывая в колодец, но, по мнению Профессора, это лишь легенда, и скорее всего, пирамиду венчал огромный Шива-лингам, высотой 4 метра и весом в 24 тонны, остатки которого были найдены неподалеку.
Лингапура находится в 90 км от Ангкора, и мы ехали по извилистой горной дороге, которая проходила через джунгли. Иногда мы видели развалины древних храмов, но чаще – непроходимые и довольно неприветливые джунгли. Особенно если ты знаешь, что эти джунгли были полностью заминированы «красными кхмерами», и работы по разминированию закончены только в 2009 году. Здесь шла война, но храмы разрушены не людьми, а Временем.
Нам запомнился один храм своим интригующим названием – «Храм Черной Женщины» (Black Lady). Мистическое название и мистическое место: седая, выжженная земля, большие красные листья, черные, безжизненные деревья. Здесь мы снимали эпизод, в котором меня потеряли в заминированных джунглях)).
Последняя великая столица Кхмерской империи – Ангкор-Тхом.
Этот город в XII веке построил Джаяварман VII, император, именем которого до сих пор называют больницы и общественные здания Камбоджи. Джаяварман VII стал первым кхмерским императором, который принес буддизм и сменил культ Шивы на культ Будды. Летописи кхмеров упоминают, что он построил 103 больницы, соединил дорогами все города империи, перекинул через реки десятки мостов. Его называли Буддараджа – Король-Будда.
Самые известные из его культовых построек – храм Байон и Та Прохм. В 1186 году Джаяварман VII посвятил храм Та Прохм памяти своей матери. Одна из надписей на стенах храма гласит, что его обслуживали 80 000 человек, среди них 18 верховных жрецов и 615 танцовщиц.
Сейчас Та Прохм известен тем, что в нем снимался фильм «Лара Крофт. Расхитительница гробниц». Местные жители называет его Храмом Королевы-матери или Храмом Анжелины Джоли)).
В центре новой столицы был построен храм Байон, посвященный самому Джаяварману VII. У храма три уровня, галереи, стены которых покрыты невероятно красивой резьбой, и 54 башни, на каждой из которой четыре каменных лика, смотрящих по сторонам света.
В зависимости от освещения, лица могут менять выражение и казаться милостивыми в свете дня и зловещими на закате. Это, пожалуй, самый загадочный храм из всего Ангкора.
216 ликов – и все разные. Кто они?
Одна версия говорит, что это – лики Локешвары, «Видящего Бога», воплощения Сострадания, другая – что это портреты Джаявармана VII, третья – что это боги.
Если смотреть на храм, то всегда можно видеть только 33 башни. В ведических писаниях сказано, что существует 33 миллиона богов. Совпадение?
В Ангкор-Тхом ведут пять ворот, к ним – мосты, перекинутые через ров. По обеим сторонам мостов 54 бога и 54 демона тянут семиглавого змея Васуки.
Этот сюжет – Пахтание Вселенского океана для того, чтобы обрести амриту, напиток бессмертия – часто можно увидеть в архитектуре Ангкора.
Байон также имеет трехъярусную композицию, как и Ангкор-Ват, но он намного меньше. Его центральная башня, высотой 43 метра – символ горы Меру – была позолочена, а в центре ее находилась огромная, почти пятиметровая, статуя Будды.
К сожалению, она была разрушена еще в средние века, и сейчас здесь стоит другая, поменьше.
Галереи первого яруса украшены такой тончайшей резьбой, что невольно вспоминается древняя легенда, которая говорит о том, что боги воплотились на земле, чтобы построить храмы для потомков Камбу.
Когда подходишь к Байону, он не производит впечатления (особенно после Ангкор-Вата), но стоит зайти в него, как ты чувствуешь настоящую «магию камня» и, покидая его, тебе хочется вновь оказаться наедине с этими спокойными, невозмутимыми и живыми ликами, которые будто доверяют тебе свою Великую Тайну.
Именно здесь, в храме Байон, хранится Великая Тайна кхмеров.
Когда было закончено строительство Байона, Джаяварман VII установил на его территории стелу с надписью «Земля Камбу подобна небу».
И больше кхмеры не строили...
Почему?
Возможно потому, что они построили все, что хотели? Возможно, у них был единый проект? Основатель империи Джаяварман II вполне мог привезти его с собой, когда в 800 году прибыл «из-за морей», или в 802 году получить его от брахмана-жреца, «искусного в магии», который совершил над ним обряд посвящения в Девараджи (Бога-царя) и провозгласил Чакравартином, «Идеальным правителем Вселенной»...
А возможно, потому, что после того, как императоры Великой Кхмерской империи построили 320 храмов, их земля стала «подобна небу»?
В 1996 году британский ученый Джон Григсби, заинтересовавшись загадочными словами Джаявармана VII, пришел к выводу, что 320 храмов Ангкора – это проекции 320 видимых звезд околополярной области Северного полушария неба, а 15 главных храмов Ангкора – это 15 основных звезд созвездия Дракона, или, с точки зрения кхмеров, Ананта Шеша, Вселенского Змея.
Однако проекции оказались не совсем точными: хотя расстояния между храмами были пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов и углы между отрезками, соединяющими их, не повторяли картину звезд на небе.
В том же 1996 году к его работе подключился историк-любитель, писатель Грэм Хэнкок, который, проведя компьютерные исследования, сделал сенсационное заявление, что главные храмы Ангкора представляют проекции звёзд созвездия Дракона, которое они занимали в момент восхода Солнца в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.!
Подобные компьютерные расчеты, проведенные в 1993 году египтологом Робертом Бьювелом, показали, что именно в 10500 г. до н.э. три звезды Пояса Ориона точно соответствовали расположению трех пирамид долины Гизе, а в день весеннего равноденствия 10500 г. до н.э. знаменитый Сфинкс долины Гизе смотрел бы прямо на восток, где восходило Солнце в созвездии Льва.
Положение звезд на небе, запечатленное египетскими пирамидами и храмами земли Камбу, повторяется через 25 920 лет. Это полный цикл прецессии - движения земной оси вокруг Северного полюса эклиптики, который находится в «сердце» созвездия Дракона.
На Земле Камбу «сердце» Дракона – это Храм Байон.
Есть гипотеза о том, что Ангкор – это модель цикла прецессии и космических эпох.
Ангкор находится на 72 градуса восточнее пирамид в Гизе. Всего в Ангкоре 72 главных каменных храма.
Прецессия движется со скоростью 1 градус в 72 года. Знак Зодиака, протяженностью в 30 градусов, она проходит в 2160 лет. Этот период астрологи называют Эпохой знака зодиака.
В Байоне всего 216 загадочных ликов, которые в 10 раз больше человеческих.
Дороги в Ангкор-Вате символизируют четыре дороги, которым идет человечество – четыре эпохи космического цикла, называемого Махаюгой.
Эти эпохи – Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга – длятся соответственно 1 728 тысяч лет, 1 296 тысяч лет, 864 тысяч лет и 432 тысячи земных лет. В Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата (ведическая мера длины, составляет 0,5 метра).
Продолжение следует...