Работы студентов: «Гороскоп Марка Шагала»
Марк Шагал – пожалуй, самый известный в мире художник-авангардист. Он не принадлежал ни к одному художественному направлению своего времени, его творчество оригинально и необыкновенно самобытно. Художник говорил: «Лично я не уверен, – отмечал Шагал, – что теория – такое уж благо для искусства. Импрессионизм, кубизм мне равно чужды».
Творчество Шагала – лирическое, искреннее, подчас исповедальное, но всегда личное, автобиографическое. Художник словно ведет сокровенный разговор со своим зрителем, или просто описывает, что творится в его душе, как он видит мир. Именно это и составляет, на мой взгляд, разгадку всемирной популярности Шагала: его считают своим, в равной степени и французы, и русские, и белорусы и евреи. В своем творчестве он стирает национальные, религиозные и любые другие рамки внешних ограничений, ведет «разговор по душам», от сердца к сердцу.
Представляю замечательную работу преподавателя «Школы джйотиш Индубалы» Лидии Хайкевич, выпускницы 2015 года. Очень радостно видеть, как растет с каждым годом уровень наших преподавателей, как развивается и крепнет их астрологическая логика и видение.
Гороскоп Марка Шагала. Автор Лидия Хайкевич (Израиль)
Если порой нам грустно, то это оттого, что мы часто отдаем предпочтение разуму, а не сердцу, где только и можно найти правильные цвета — цвета Любви.
Марк Шагал
Впервые с творчеством Марка Шагала лицом к лицу я встретилась в Монреале на выставке из частных коллекций богатых американцев. Конечно, мне было знакомо это имя, и я встречала его картины в каких-то учебниках, журналах и пр. Но там в Монреале меня поразило такое разнообразие творчества и такое щедрое признание его гения мировым сообществом!
Потом я искала о нем информацию, смотрела фильмы и лекции, читала статьи. И с каждым разом погружение в этот его мир наполнялся все большим и большим смыслом – все эти знаки и символы оживали и заставляли что-то оживать во мне, какие-то струны души и чувств, как мне казалось фантазий, но в то же время самое настоящее, что во мне есть.
Апофеозом для меня оказалось посещение синагоги в иерусалимской больнице Хадасса, где Шагалом были оформлены 12 витражей, посвященных 12 коленам израилевым.
Конечно же мне, как человеку, увлеченному астрологией, было интересно посмотреть на гороскоп этого великого художника нашего времени. Но мало того, что не было известно время рождения, но еще разнились даты его рождения.
Я решилась делать ректификацию даты и времени Марка Шагала по методике Индубалы, которая описана в книге «Мастерская Индубалы 2». Биография художника очень интересна. В ней прослеживаются разные периоды творчества, жизни, судьбы. И я считаю, что мне это поможет в ректификации.
Марк Шагал родился 6 июля 1887 года в Витебске. Именно эту дату дает сайт astro.com но с индексом Х. По поводу даты и места рождения существуют разные мнения – 6 июля или 7 июля, в Витебске или в местечке Лиозно, которое находится в 40 км от Витебска.
Сам художник в своей автобиографии пишет – «… я родился — в маленьком домике у дороги позади тюрьмы на окраине Витебска…»
Впервые о рождении Шагала в Лиозно написали его первые биографы Яков Тугендфольд и Абрам Эфрос еще в 1918 году. С тех пор очень многие просто за ними повторяют. Скорее всего эта путаница возникла из-за того, что в Лиозно жили родственники Шагала со стороны матери, и он там у дедушки часто проводил летние каникулы.
В статье Александры Шатских под названием «Когда и где родился Марк Шагал», опубликованной в №1 журнала «Искусство» за 1989 год об этом подробно рассказано. Автору статьи удалось отыскать в местной витебской газете статью, где пишется, что пожар произошел 24 июня. При пересчете со старого стиля летоисчисления на новый современный – это 6 июля 1987 года, потому что к датам XIX века надо добавлять 12 дней, а не 13, как при пересчете дат XX века до 1917 года.
Путаница по поводу даты объясняется тем, что сам Шагал называл дату своего рождения как 7 июля, потому что ему очень нравилось это магическое повторение числа 7 – 7.7.1887.
Мы не знаем в какое время родился Шагал. В этот день Луна вначале находится в знаке Cтрельца и потом переходит в знак Rозерога. Давайте сравним эти положения Луны.
Для ректификации я выписала несколько параметров:
1. Долгожительство
2. Старший ребенок в семье – у него были младшие 1 брат и 6 сестер
3. Мертворожденный – связь рождения с 8-м домом
4. Эмиграция – связь 4-го и 12-го домов
5. Сильный и выраженный 3-й дом и 11-й дом – творчество и покровители
6. Сильный 12-й дом или выраженный знак Рыб – богатое воображение
7. Вдовство и повторный брак
При положении Луны в Стрельце не просматриваются темы эмиграции, младших братьев и сестер, творчество тоже под вопросом при такой позиции Луны.
При положении Луны в Козероге мы можем видеть все параметры:
1. Во-первых, творчество – Венера становится Йога каракой и хоть она находится в самом злом 8-м доме, все-таки она в доме Солнца, которое в положении виприт-раджа йоги. С Венерой связана и любовь всей жизни Шагала – его первая жена Белла, которая всю жизнь оставалась его музой даже после своей смерти.
2. Сильный 3-й дом – хозяин Юпитер в кендре и участвует в гаджакешари-йоге.
3. Сильный 11-й дом – Марс находится в 6-м доме и соединен с Солнцем в виприт-раджа-йоге, что говорит и о покровительстве
4. Эмиграция – Марс, хозяин 4-го дома, испытывает аспект от Юпитера хозяина 12-го дома, а сам в свою очередь влияет на лагну.
Учитывая все эти факторы, выбираем Луну в Козероге – с 04:35 утра.
Следующий фактор – джанма-накшатра, накшатра Луны. 6 июля 1887 года Луна находится в накшатре Уттарашадха и в 23:09 переходит в накшатру Шравана. И если говорить про Шравану, то только про 1-ю паду, которая переходит в навамше в Овен. При такой позиции Луны лагной становится Водолей, и тогда мы теряем витальность, эмиграцию, и само творчество тоже оказывается под вопросом. Я считаю положение Луны в накшатре Уттарашадха самым подходящим. Эта звезда характеризуется увлеченностью, поглощенностью чем-либо, глубоким проникновением в какую-либо деятельность или область знания, потому что управляет ею не одно божество, а Вишвадевы – боги, контролирующие мозговую деятельность. Люди с Уттара-Ашадхой очень креативны и в то же время очень созерцательны. Мужчины очаровательны, хорошо сложены, чистосердечны, просты в общении, верят в Бога. Независимы и тактичны. А по определению Варахамихиры – «…на большой голове выделяется длинный нос и ясные глаза.» Все это очень характеризует нашего героя.
Теперь будем искать лагну. С 4-00 утра и до 23-10 проходят несколько лагн – Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог. Из этих лагн после первичного отсеивания можно остановиться на лагнах Весы и Стрельца.
При лагне Весы Юпитер находится в лагне в дигбале, он хозяин 3-го и 6-го домов – усилий воли, преодолений, творчества – дает сильную и личность, и защиту этой личности. Юпитер смотрит на 5-й, 7-й и 9-й дома. В 9-м доме Солнце соединено с маракой Марсом. Венера – лагнеша и одновременно является хозяином 8-го дома. Это объясняет рождение Шагала мертвым, но потом ожившим. Эмиграция очень четко просматривается – хозяева 4-го и 12-го домов связаны, Раху и Кету стоят на оси 4-го и 10-го домов.
При лагне Стрелец рождение мертвым частично видно: ось Раху-Кету становится на 2-й и 8-й дома, но это положение не дает такой витальности, как при лагне в Весах. Эмиграция тоже проявляется частично: хозяин 12-го дома Марс аспектирует лагну, но нет связи с 4-м домом. Луна становится хозяйкой 3-го дома и показывает его поражение.
Таким образом, при сравнении выигрывает лагна в Весах. В ее пользу также говорит воздушная лагна – в творчестве Шагала, в первую очередь, всегда это небо, воздух, пространство. Для Весов вся жизнь строится на вопросах отношений, и именно эту тему чаще всего показывает художник в своем творчестве.
Еще одним убедительным доводом в пользу лагны Весов стали для меня слова самого художника. Фридрих Горенштейн написал сценарий о Шагале, несколько режиссеров пытались его снять, но никто не смог подступиться. Шагал сам говорил о себе: «Я убегаю от всех конфликтов», — что сложно для драматургии. Весы как истинные дипломаты всегда пытаются избежать конфликтов.
Весы восходят в этот день над Витебском с 13:20 до 16:20.
Теперь будем определять дрекану.
Это очень важная карта для нашего героя – во-первых, это одна из главных карт для художника, она показывает руки, мастерство, но и волю, вдохновение, а во-вторых, у Шагала были младший брат и шесть сестер. Известно, что Шагал очень любил своего младшего брата Давида, судьба которого сложилась трагически. Он воевал на войне и вернулся оттуда без ноги, и вскоре заболел чахоткой и умер в Крыму. Шагал очень горевал по нему и посвятил ему картину – «Брат Давид играет на мандолине».
В самой дрекане есть две интересных паривартханы, и они помогут нам найти правильную лагну.
При лагне Весы видно творчество: лагнеша Венера стоит в 11-м доме, доме достижений. Но трагической участи брата не видно – ни лагнеша, ни хозяин 3-го дома, ни Марс не испытывают каких-то серьезных поражений.
При лагне Водолее Солнце находится в лагне во взаимном аспекте с Венерой. Это показывает и творчество, витальность, покровительство. Но это наводит на мысль о статусности самих братьев.
При лагне Близнецы Марс оказывается в лагне, что пагубно сказывается на одушевленном показателе этой карты, в частности, брате художника – Давиде. Здесь паривартхана лагны и 6-го дома показывает силу этой варги – ведь для творческого человека это одна из значимых варг. А паривартхана 2-го и 8-го дома говорит нам о жизнестойкости и витальности. Время восхождения этой дреканы с 16:16 до 17:15.
Мы определили последнюю дрекану и переходим к поиску навамши. В этой дрекане три навамши с лагнами в Овне, Тельце и Близнецах. При лагне в Овне, на первый взгляд, все кажется очень подходящим. Солнце в лагне говорит о хорошем статусе партнера, и Шагал не один раз замечал, что и первая жена, и вторая были выше его по статусу. Венера находится в 3-м доме – это показывает креативную натуру, достаток. Лагнеша Марс оказывается в 8-м доме – это может подтверждать вдовство Шагала. Лагнеша в соединении с Юпитером, хозяином 9-го и 12-го домов. Юпитер играет не малую роль в жизни Шагала, и оказываясь в 8-м доме, он теряют свою актуальность и значимость. Эмиграция тоже не просматривается. Интересно что по техникам джаймини, каракамша-лагной становится именно Овен и с ним Солнце в экзальтации!!! Каракамша показывает истинное предназначение человека, глубинные движения его души, и это подтверждает судьбу нашего героя.
Лагна в Тельце говорит о творческой натуре, достатке, эмиграции, отчасти о вдовстве, но здесь сомнительно именно творчество как профессия, и образ партнера с влиянием Марса и Юпитера не вяжется с той лирикой и романтизмом, которые мы видим на картинах у Шагала.
С 15:37 навамша попадает в лагну Близнецы. Венера находится в лагне – это портит одушевленные показатели – мы знаем о внезапном вдовстве Шагала. Это же подтверждает соединение Марса и Юпитера, хозяина 7-го дома, стоит в 6-м доме под аспектом Раху. Но эта же Венера обещает творчество – в лагне создается раджа-йога. Эмиграция видна в связи Меркурия, хозяина 4-го дома, и Венеры хозяйки 12-го дома. Сильными также становятся 10-й и 11-й дома. Луна оказывается в знаке Рыб в доме деятельности – это подтверждает мощное воображение Шагала, а связь с Раху напоминает о кошмарах, которые мучили маленького Моисея в детстве по ночам. Положение Луны, хозяйки дома ресурсов, в 10-м доме, аспекты Юпитера – все это говорит о партнерстве в супружестве – известно, что и первая и вторая жены Шагала очень много помогали ему в его работе. Солнце в 11-м доме под аспектом хозяина дома удачи Сатурна говорит о невероятном везении и достижениях и признании гения, а также о высоких покровителях.
Мы также можем смотреть партнера от 7-го дома навамши. И Солнце тогда оказывается хозяином 9-го дома в 5-м, это великолепно показывает таланты Шагала.
Последняя доводка в этой работе по определению дашамши: с лагной в Близнецах или с лагной в Раке. Первые 2 минуты с 15-56 по 15-58 в дашамше выпадает лагна Близнецы с лагнешем Меркурием в 3-м доме, Сатурном – в 10-м. Такая позиция не показывает творчество и достижения: хозяин 11-го в падении в ресурсном 2-м доме.
При лагне дашамши в Раке мы обнаруживаем хозяина 10-го дома Марс в лагне, в падении, но это говорит об характере деятельности неагрессивной, но очень конструктивной, прикладной, физической. На лагну есть прекрасные влияния Юпитера, который соединен с лагнешей Луной, и Солнца (без него никак в творчестве Шагала). Паривартхана лагны и 5-го дома еще раз подтверждает нам невероятный талант, как и Венера в своем знаке в 4-м доме, аспектирующая 10-й дом деятельности, что говорит об удовлетворении от работы.
Таким образом, мы ограничили время рождения с 15-58 до 16-16.
Можно рассмотреть еще одну доводку по чатурвимшамше. Из трех вариантов с лагнами в Тельце, Близнецах и Раке больше всего соответствует лагна в Тельце – она самая гуманитарная. Это суживает отрезок времени до 16-58 – 16-01. Я выбираю среднее из него – 16-00.
В творчестве Шагала были проявлены разные виды творчества – он писал картины и стихи, занимался оформлением театральных постановок, создал прекрасные книжные иллюстрации, витражное искусство занимает отдельную страницу его творчества, также его талант проявился в малых монументальных формах.
С юности он почувствовал свой талант и искал только его правильное проявление. Судьба была благосклонна к маленькому Мойше и дала ему много богатых и влиятельных покровителей и свела его с выдающимися художниками того времени.
Итак, величайший художник нашего времени родился в очень скромной еврейской семье, отец работал в лавке, а мать вела хозяйство.
«Когда я родился — в маленьком домике у дороги позади тюрьмы — на окраине Витебска вспыхнул пожар. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал. Мать и младенца у нее в ногах, вместе с кроватью, перенесли в безопасное место, на другой конец города. Но главное, родился я мертвым. Не хотел жить. <…> Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И наконец он слабо мяукнул. В общем, я мертворожденный».
Это событие астрологически описывает период рождения – Солнце-Меркурий-Юпитер. Солнце сильное находится в доме удачи, соединено с Марсом – маракой. Меркурий, хозяин дома удачи, соединен аспектом с Луной, которая находится в гаджакешари-йоге с Юпитером, находящимся в лагне. Но Меркурий и хозяин 12-го дома и он находится в сарпа-дрекане, что и может давать такое рождение.
Маленький Моисей часами мог сидеть в своем любимом месте – на чердаке – наблюдая за всем происходящим в городе – за женщинами на рынке, за мужчинами, хасидами, за коровами, курами. Он любовался линиями города, церковью, кладбищем. У него очень рано проявился интерес к рисованию. Отец вначале не мог принять это в сыне, он хотел видеть своего первенца в более прагматичных занятиях. Но в конце концов, именно отец отпустил его на учебу, дав ему какую-то сумму денег на это и выхлопотав разрешение на обучение в столице, потому что тогда еврею не просто было жить и учиться в столичных городах.
В 13 лет мать с разрешения отца отвела Моисея в городское ремесленное училище на столяра. Это был период Марса. Там ему больше всего нравились геометрия и рисование. Марс в самой карте раши аспектирует 3-й и 4-й дома – прикладной характер среднего образования. Марс сооединен с Солнцем в 9-м доме, это говорит и о любимых предметах, и о поддержке влиятельных лиц, и об удаче любых предприятий.
Почти во всех дробных картах Марс занимает значительное положение. В навамше Марс соединен с Юпитером в 6-м собственном доме и дает аспект на лагну и 12-й дом и на хозяина 12-го дома Венеру в лагне. В дрекане Марс в лагне и в паривартхане с лагнешем, в чатуртхамше Марс влияет на лагнеша и на хозяина 12-го дома. В дашамше Марс оказывается в лагне в ниче, но это не умаляет его значения – он под аспектами Солнца и Юпитера.
Шагал в 19 лет поступил в художественную школу к Юделю Пэну, который подтвердил способности будущего великого живописца. В 1906 году Начался период Раху – период исканий. Раху находится в 10-м доме, доме деятельности, в соединении с Сатурном и Меркурием, во взаимном аспекте с Луной и также в паривартхане с ней. Именно в этот период Шагал впервые покидает свой родной дом в любимом и потом прославленном на весь мир Витебске и уезжает в 1907 году в Санкт-Петербург.
«Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: "Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему". И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах».
Шагал возлагал большие надежды на Петербург: здесь жили великие художники того времени, здесь находилась единственная в России Академия художеств. Но Марк провалил экзамен – двери престижного училища технического рисования барона Штиглица так и не открылись перед начинающим художником.
И это была не единственная проблема: в Санкт-Петербурге евреи не могли проживать, не получив вид на жительство. Отец помог сыну — на первое время он достал Марку временный разрешительный документ.
Денег нет, а вид на жительство заканчивается. По рекомендации Пэна Шагал получил работу ретушера у фотографа Жаффа, но денег все равно не хватало. После долгих поисков финансовой поддержки Марк нашел мецената. Адвокат Гольдберг взял Шагала под свою опеку.
Шагал поступил в школу Императорского общества поощрения художеств, куда его приняли сразу на третий курс. В то время ею руководил художник Николай Рерих, который предоставлял ученикам полную художественную свободу. Картины Марка Шагала заметили. Ему даже назначили стипендию, которая немного помогла юноше выкарабкаться из безденежья.
Но это не было успехом для Шагала, не за этим он приехал в Петербург. Вопреки всем Марк рисовал так, как чувствовал, так, как подсказывало сердце. Его своенравность пришлась не по вкусу многим преподавателям – Шагал ушел из школы после очередной волны критики. «Потерянное время» – так назвал этот период Шагал. Как он напишет в своей биографии, единственной пользой от школы было письмо Николая Рериха в ведомственную службу, благодаря которому молодого художника освободили от воинской повинности.
В 1911 году в период Раху-Сатурн на полученную стипендию Шагал едет в Париж, где продолжает учиться, и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу.
«Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство. Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык. Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге. Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они. Так почему же? Не могу больше об этом говорить. Я слишком люблю Россию. В Париже я всему учился заново, и прежде всего самому ремеслу. Повсюду — в музеях и выставочных залах — делал для себя открытия… Передо мной словно открылся лик богов»
В 1914 году в июне в период Раху-Меркурий-Венера в Берлине состоялась первая персональная выставка. Раху и Меркурий находятся в доме деятельности, а Венера в 11-м доме, доме признания. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… Эта ось Раху и Кету по 4-му и 10-му дому практически всю жизнь была активна.
Именно период Раху принес Шагалу такие вдохновившее его на всю жизнь знакомство с Парижем, именно в этот период Шагал встретил свою возлюбленную Беллу, которая осталась его музой и после своей смерти. В навамше и других варгах, кроме дашамши сохраняется судьбоносное положение оси Раху-Кету по 4-му и 10-му домам. В навамше Юпитер, хозяин знака Раху, является управителем 7-го дома, дома супружества.
Свадьба с Белой состоялась 25 июля 1915 года в период Ра-Ме-Ра – Меркурий является лагнешем и находится в 7 доме навамши. Через год 18 мая 1916 года в период Ра-Ме-Са родилась Ида - единственная дочь художника, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Сатурн в карте раши является хозяином 5 дома.
В сентябре 1915 Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году в подпериод Венеры Шагал с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Шагал открывает в Витебске художественное училище.
В 1920 году в период Раху-Венера-Солнце Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. Это его первые опыты в оформлении спектаклей. В 1921 художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И всё время рисует, день и ночь, и день и ночь напролёт. Эти подпериоды Солнца и Венеры, которые связаны с 11-м домом признания сделали свое дело и открыли миру художника по имени Марк Шагал.
В 1922 году в период Раху-Луна – последний подпериод Раху – Шагал вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.
Начинается период Юпитера – период расцвета и признания гения Шагала. Амбруаз Воллар, человек с большим именем в мире искусства и бизнеса, открывший миру Сезанна, поддержавший в свое время Гогена и Пикассо, также занимался книгоиздательством. Ему казалась перспективной мысль вместо профессиональных графиков задействовать для иллюстраций великих живописцев. Заказчик просит Шагала поработать над «Генералом Дуракиным» графини де Сегюр, французской писательницы русского происхождения, (урожденной Ростопчиной). Сама затея Шагала увлекает, но он чувствует в себе силы и желание заняться совсем другой книгой – великим произведением русской классической литературы, и Воллар, всегда предпочитавший предоставить художнику свободу выбора, с радостью соглашается.
И вот в последующие два года свою жизнь на французском языке обретает поэма в прозе под названием «Les Aventures de Tchitchikov ou les ames mortes» («Приключения Чичикова, или Мёртвые души»). В это время Шагал в смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты создает 96 гравюр с изображением гоголевских персонажей. Позднее в качестве заставок к отдельным главам к ним будут добавлены еще 11.
Весь тираж был набран в 1927 году, но книга в то время осталась неизданной, что Шагала очень расстраивало. Он отправляет офорты в московскую Третьяковку, подписав: «Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей родине эту серию из 96 гравюр, сделанных мною в 1923–25 гг. к «Мертвым душам» Гоголя для издателя Ambroise Vollard в Париже».
В 1926 году в период Юпитер-Сатурн Воллар также заказывает Шагалу иллюстрации к басням Лафонтена. В это же время Шагал, покоренный очарованием Лазурного берега, переезжает жить в Ниццу. В США проходит первая выставка.
В 1928 году Шагал делает на заказ того же Воллара 19 больших гуашей, посвященных цирку.
«Для меня цирк – это волшебство, которое появляется и исчезает, как мир. Цирк будоражит. Он искренний. Эти клоуны, всадницы и акробаты давно и прочно обосновались в моих мечтах. Почему? Почему их размалеванные лица, их ужимки трогают меня до слез? Вместе с ними я устремляюсь к новым горизонтам. Они соблазняют меня пестрыми костюмами и гримом, и я мысленно рисую новые человеческие странности».
В этом же 1928 году он начинает иллюстрации к Библии, которые будут закончены только в 1956 году.
В 1930 году Шагал посещает Палестину и работает в Иерусалиме, Тель-Авиве и Цфате.
В 1932 году Шагал работает над оформлением балета – эскизы декораций и костюмов для балета «Бетховенские вариации» по заказу Брониславы Нижинской в Париже.
В июле 1939 году Амбруаз Воллар трагически погибает в автокатастрофе, а вскоре начинается Вторая Мировая война. Только в 1948 году благодаря другому знаменитому издателю, Эжену Терьяду, приобретшему иллюстрации после смерти Воллара, двухтомник «Мертвых душ», наконец, выходит в свет. Тираж небольшой – всего 368 экземпляров – и предназначен, в основном, для музеев, библиотек и коллекционеров. Зато каждый напечатан на бумаге ручной выделки, собственноручно подписан и пронумерован живописцем, защищен от подделки водяным знаком «Ames Mortes». В том же году на Венецианском биеннале иллюстрации Шагала к «Мёртвым душам» получают Гран-при.
Юпитер в карте рождения Шагала находится в лагне и оказывает влияние на Марс и Солнце в 9-м доме. Марс здесь в офортах необходим как инструмент для работы. В навамше Юпитер и Марс оказываются в соединении в 6-м доме – это объясняет и подчиненное положение художника, и его славу, и признание вдали от родных мест – Юпитер здесь хозяин дома деятельности и партнерства, а Марс хозяин 11-го дома, дома признания, и они аспектируют 12-й дом. Но признание этой работы произошло в 1948 году в период Сатурн-Венера-Юпитер. Венера находится в 11-м доме раши, в навамше она в лагне, а Юпитер соединен с хозяином 11-го дома. Те же связи и взаимодействия Юпитера и Марса прослеживаются в дрекане и саптамше. Юпитер находится в накшатре Читра, что значит «сияющий бриллиант», который озарил творчество Шагала, а Вишвакарман, божество этой накшатры, дает обладателю творчество, искусство в мире форм и имеет отношение к иллюзии, которая у Шагала выразилась в невероятном воображении. Юпитер в карте художника по классификации Джаймини является питри-каракой, что дает сильную связь с предками, религиозность, причастность к истории.
В начале периода Сатурна в 1941 году семье Шагала пришлось уехать в США – это оказалось спасением от войны. Сатурн соединен с хозяином 12-го дома эмиграции и аспектирует 4-й дом. Сатурн является йога-каракой для Весов, и вместе с испытаниями приносит и спасение.
В 1942 году по приглашению Американского театра балета (American Ballet Theater) Шагал оформил балет «Але-ко». Либретто было основано на поэме Пушкина «Цыганы», а в музыке использовалось «Трио» Чайковского. Инициатором приглашения Шагала был хореограф и танцовщик Леонид Мясин, воспитанник Дягилева, постановщик балетных спектаклей дягилевской антрепризы и прямой наследник славы Русских сезонов.
Художник с утра до вечера – как некогда в Москве – работал над огромными задниками, а Белла Шагал руководила созданием костюмов, также расписанных вручную. После премьеры «Алеко» она написала – «Шагаловские декорации пылали как солнце в небесах. И весь балет был пронизан потоками света и радости».
Но в сентябре 1944 года Белла внезапно заболевает и умирает от сепсиса. Это был период Сатурн-Меркурий-Раху. Сатурн и Меркурий находятся в домах мараках в навамше, а в раши они на оси Раху-Кету, а диспозитор Юпитер соединен с хозяином 7-го дома Марсом.
Шагал тяжело переживает утрату своей возлюбленной. Он не в силах работать девять месяцев.
В это время он знакомится с Вирджинией Макнил-Хагард, которая 22 июня 1946 года в период Сатурн-Кету-Юпитер родила ему сына Давида. Дэвид Макнил – французский писатель, музыкант, внебрачный сын Марка Шагала от Вирджинии Макнил. Он прожил с отцом почти до 7 лет, после чего Вирджиния ушла к другому мужчине, забрав сына. Мальчика назвали в честь единственного брата Шагала – Давида, но со временем его имя стало «более европейским» – Дэвид. Фамилию мальчик получил от первого мужа матери – Макнил. Сатурн в раши является хозяином 5-го дома детей, а Кету здесь как раз играет свою роль лишения. В раши и варгах Юпитер оказывается хозяином одного из домов дустхан, а в саптамше – он хозяин 12-го дома, дома потерь, аспектирует лагну из 7-го дома. Отец и сын продолжили общение уже много лет спустя.
Летом 1945 года (Сатурн-Меркурий-Юпитер) Шагал продолжил сотрудничать с Американским театром балета в проекте над балетом «Жар-птица» Игоря Стравинского. Нью-йоркская премьера осенью 1945 года вызвала шквал восторженных отзывов.
До конца жизни Шагалу довелось создать еще два спектакля. В 1958 году (Сатурн-Юпитер-Солнце) по приглашению Гранд-опера в Париже он стал художником балета «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля. Премьера оперы «Волшебная флейта» Моцарта в шагаловской сценографии состоялась в Метрополитен-опера в 1967 году (Меркурий-Луна-Марс). Все эти периоды затрагивают и 3-й дом, дом прикладного творчества, и 10-й дом, дом деятельности, и 9-й или 11-й дома, дома удачи и признания.
Все зарубежные постановки Марка Шагала были музыкальными спектаклями, рожденными творческим воображением художника, и представляли собой непревзойденные по колориту красочные феерии. Традиции «Русских сезонов» нашли продолжение в том, что благодаря декорациям и костюмам спектакли имели оглушительный успех и носили устойчивое название «шагаловских» – по имени их главного творца.
Сатурн в карте Шагала находится в 10-м доме в соединении с Меркурием и Раху. В Раке аскетичный Сатурн чувствует себя не в своей тарелке. Но в дробных картах мы видим варготтаму знака в дрекане, чатурхамше и навамше, а в саптамше проявляется варготтама дома. Это говорит о сильном влиянии и позиции Сатурна. Соединение Сатурна с Меркурием, которое находится в 10-м доме, согласно «Саравали», – уничтожает противника, натив широко известный, посвятит себя Богам, гуру и браминам». Вообще период Сатурна чем-то похож на период Раху – это опять эмиграция и поиски новых форм. В этот период Шагал пробует себя в малой скульптуре и даже в керамике.
В 1952 году (Сатурн-Марс-Раху) художник знакомится с Валентиной Бродской, которая становится просто Вавой и второй официальной женой художника. Их брак оказывается счастливым, хотя Белла все равно остается музой художника. В 1950-х годах Шагал с семьей много путешествует, в том числе по Средиземноморью – Греции и Италии. Он восхищается средиземноморской культурой: фресками, работами иконописцев, все это вдохновляет художника на создание цветных литографий к произведению древнегреческого писателя Лонга «Дафинс и Хлоя» (1960-1962 года), а также на увлечение монументальными техниками фресок и витражей.
В начале 1960-х по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он становится своеобразным «Андреем Рублевым» своего времени и получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.
Период Меркурия, начавшийся в начале 1959 года, принес Шагалу еще одну грань его таланта – витражи. Меркурий в раши находится в самом активном доме Шагала – 10-м, он хозяин домов 9-го и 12-го – удачи и воображения. В навамше он хозяин лагны, находится в 7-м доме и обменивается взглядами с Венерой. В саптамше Меркурий на лагне во взаимном аспекте с Юпитером. В дробных картах Меркурий находится в огненных домах – возможно это объясняет его связь с витражами. В раши, чатуртхамше и дашамше Меркурий оказывается хозяином 12-го дома, дома воображения – очень значимого для любого художника, а в случае с Шагалом – первостепенное. В других варгах Меркурий имеет непосредственную связь с хозяином 12-го дома. Меркурий является аматья-каракой, что означает, что он будет связан с деятельностью, профессией обладателя карты.
Небезызвестно, что в детстве Шагал страдал от ночных кошмаров, и нередко сбегал от них в родительскую кровать. Меркурий поражен Раху и Сатурном и связан с Луной – куратором детства.
В юности ему снились невероятные сны. Один из них:
«Что оставалось мне в этих скитаниях по углам, населенным рабочими и уличными торговками, — только вытянуться на своей половинке кровати и мечтать о будущем. О чем же еще? Мне представлялась большая и пустая комната. Только кровать в углу, и на ней я лежу один.
Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет — и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков.
Тугой трепет крыльев.
Ангел! — думаю я. И не могу открыть глаза — слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель на потолке, унося с собой блеск и синеву.
И снова темнота. Я просыпаюсь.
Это видение изображено на моей картине «Явление».
Витражами мастер уже в преклонном возрасте – художнику было 70 лет. Но его не остановила необходимость освоить совершенно новую технику. Повезло художнику и с ассистентом. Его главным помощником стал Шарль Марк, который создал особую технологию нанесения на стекло красящего пигмента. Это позволяло стеклу передавать тончайшие оттенки и цветовые градации. Светящиеся картины Марка Шагала – это уникальные творения, где солнечный свет несет особую роль: проникая сквозь стекло, он заставляет картины играть ярчайшими красками и сотнями разнообразных оттенков.
«Витраж — это прозрачная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания»
Первым заказом для Марка Шагала стала серия из 19 витражей по мотивам Ветхого завета для собора Святого Стефана в Меце (Франция). Работа над ними началась в 1958 году (Сатурн-Юпитер) в самом конце периода Сатурна, и ознаменовала для художника новый этап и новое направление в творчестве. Библейская тематика всегда была ему близка и присутствовала в его работах с раннего периода.
Следующим заказом на библейскую тему стала роспись окон в синагоге при больнице Хадасса в предместье Иерусалима Эйн-Карем. Работа над ними началась в 1959 году (Меркурий-Меркурий) и длилась два года. Цветовая гамма серии «12 колен Израилевых» – это четыре главных цвета: красный, синий, желтый и зеленый, и каждое панно выполнено в одном из них, но с использованием разных оттенков. Каждый витраж – это символическая интерпретация особо значимых библейских сюжетов. Эта серия – одна из ярчайших в творчестве автора, она стала воплощением его национального и религиозного самосознания, а также – даром всему еврейскому народу.
Готовая работа экспонировалась в Париже с июня 1961 по февраль 1962 года (Меркурий-Кету). Затем витражи были отправлены в Иерусалим, где и по сей день продолжают внушать трепет и благоговение всем посетителям синагоги. Здесь очень интересно проигрывается подпериод Кету. Он находится в раши в 4-м доме – доме матери, родины, внутреннего мира и счастья, и соединен с Луной. Во многих варгах Кету находится в том же 4-м доме и в знаке Меркурия, а в саптамше он снова, как и в раши оказывается в знаке Сатурна и в 10-м доме, и Сатурн. как диспозитор, также является хозяином 11-го дома признания. В дальнейшем сам период Кету, который начался в 1976 году, принес Шагалу награды и признание на мировом уровне.
Следующим крупным заказчиком Марка Шагала была семья Рокфеллеров, предложившая мастеру оформить восемь окон в своей фамильной церкви Покантико-Хиллз. Позднее Марк Шагал создал еще несколько шедевров для публичных зданий в США – «Окно мира» для здания ООН в Нью-Йорке (1964) и шесть витражных панелей для Института искусств в Чикаго «Окна Америки» (1977 год).
В 1963 году художник начал длительную работу по созданию серии окон для собора в Тудли, графство Кент (Англия). Эта церковь вдохновила Шагала своим идеальным естественным освещением, благодаря которому каждое окно в разное время суток могло выглядеть по-новому. Еще один шедевр, подаренный мастером английскому народу – это витраж в кафедральном соборе Чичестера. Работы Шагала украшают также соборы Майнца и Цюриха, Реймса и францисканскую часовню в Сарбуре.
Практически все витражи мастера были созданы в студии Жака Симона в Реймсе, под руководством Шарля Марка. Сам художник принимал участие в создании витражей не только на этапе рисования эскизов, но и непосредственно в мастерской, наблюдая за всеми процессами работы. Принципы и приемы кубизма, использованные Марком Шагалом, как нельзя лучше подходили для техники витражей. А технология неполного закрашивания стекла, игра с цветами и оттенками сделали витражи Шагала поистине уникальными творениями своей эпохи.
В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы – в Сен-Поль-де-Вансе.
В 1973 году в период Меркурий-Сатурн, который непосредственно связан с 4-м, 10-м и 12-м домами, по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит СССР несколько своих работ. Не секрет, что до этого времени к творчеству Шагала в СССР относились сомнительно, а оставшиеся родные его чурались и вынуждены были открещиваться от такого родства. С этим визитом произошло примирение.
«Вы не видите на моих глазах слез, ибо, как это ни странно, я вдали душевно жил с моей родиной и родиной моих предков. Я был душевно здесь всегда...»
«Давно уже, мой любимый город, я тебя не видел, не слышал, не разговаривал с твоими облаками и не опирался на твои заборы. Как грустный странник, я только нес все годы твое дыхание на моих картинах. И так с тобой беседовал и, как во сне, тебя видел... Я не жил с тобой, но не было моей картины, которая не дышала бы твоим духом и отражением».
В 1977 году в период Кету-Венера Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции – Большого креста почетного легиона, а в 1977– 1978 годах в период Кету-Солнце была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора! Мы уже говорили, что Кету в этой удивительной карте приносит признание – диспозитор Кету – йога-карака Сатурн, а вместе с Солнцем – хозяином 11-го дома это дает мировое признание и славу!!!
До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорациями к постановкам в театрах. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер «в полете», как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах. Это произошло в период Венера-Венера-Сатурн-Меркурий. Все эти планеты периода были ретроградны в транзите. В этот день Венера лагнеш и Х8 была в соединении с Меркурием Х12, а Сатурн аспектировал свой 4-й дом – у Шагала произошел сердечный приступ, лагнеша раши и 8-й дом, а марака Марс влиял на лагну и на хозяина 4-го дома раши Сатурна.
Шагал прожил долгую жизнь, и она затронула все планетные периоды. Он родился в период Солнца, и ушел в сопровождении Венеры – самой главной планеты художника и поэта. Она находится в накшатре Магха, что означает «могучий, великий». Эта звезда представляет людей, занимающих важное и значительное положение над другими и продолжающих традиции своих семей. Покровительствующие божества – Питары – отцы и предки, а управляющая планета – Кету. Все свершилось.
Транзит на 28 марта 1985 года
«Наш внутренний мир реален, быть может, даже более, чем видимый мир».
Абхиджит. При таком определенном нами временном зазоре получается, что Луна попадает в совершенно особенную часть накшатры Уттарашадхи – в Абхиджит!!! Эта накшатра означает – «непобедимый». Она накладывает на своего обладателя непреодолимую миссию, судьбу, карму и бережет его до этого свершения. У Шагала в жизни были очень опасные моменты. Он чудом избежал репрессий революции, в самый последний момент он успел выехать из бурлящей России, где конечно же в этом атеистическом пространстве он не смог бы реализовать свои призвания. Таким же чудом является его спасение от фашистской чумы, а ведь самая первая выставка была именно в Берлине, и в галереях Германии находилось много его работ, часть из которых подверглась публичному сожжению, а оставшуюся часть показывали, как пример дегеративного искусства. Или такой случай из детства – Моисея укусила бешенная собака. Вот как он это описывает:
«А вечером дядя повез меня лечиться в Петербург. Местные врачи объявили, что я умру через три дня. Прекрасно! Все за мной ухаживают. Каждый день все ближе смерть. Я герой. Собака оказалась бешеной. Что же, я был не прочь отправиться в Петербург. Мне казалось, что я обязательно встречу там на улице царя. Переезжая через Неву, я решил, что мост подвешен прямо с неба. Про укус я совсем забыл. Мне нравилось лежать одному на белоснежных простынях и получать на обед желтый бульон с яйцом».
Самым невероятным для меня является творческая смелость Шагала – он вырос в религиозной еврейской семье, в иудаизме запрещено изображение людей. Но для нас бесспорен тот факт, что его свободное творчество нашло признание не только у искусствоведов, но и у служителей культа, которые заказывали художнику потрясающие работы, и благодаря которым мы можем наслаждаться творчеством этого великого гения. Для меня это тоже признак звезды Абхиджит, которая дарует победу в любых начинаниях.
«Некоторые боятся слова «мистический», и напрасно. Они рассматривают его в чисто религиозном контексте. Мне бы хотелось очистить это слово от старой, замшелой оболочки и взглянуть на него непредвзято — в его высшем, незамутненном виде».
Про Шагала часто пишут, что он создал свой удивительный мир невероятных красок и искрящихся сверкающих чувств, где люди могут ходить не только по земле, но и летать по небу. Именно то, как естественно это выглядит, можно предположить, что Шагал явил нам тот волшебный, но подлинный мир чувств любви и красоты, посланником которого он несомненно был и описания которого мы находим во многих сказаниях и мифах. Шагал был признан во всем мире, стал всемирно известным художником XX века. В душе своей он навсегда остался верен своим еврейским корням, своей музе любимой жене Белле и своему родному городу Витебску.
Вера Захаренко 03 июня 2022, 09:45
Благодарю автора статьи, Лидию, за такую огромную проведенную работу, за интересную статью.
Во-первых, высокий уровень астрологических знаний Лидии вызывает уважение и восхищение, и появляется желание познать некоторые техники, вдохновляет на дальнейшее изучение ведической астрологии. Есть куда расти!) Мне очень понравилось, как Лидия проводила ректификацию, показывала ход своей мысли, проводя анализ возможных вариантов гороскопа.
Во-вторых, было очень интересно познакомиться с биографией Шагала, особенно в параллели с исследованием его гороскопа. Это чудо, которое дает астрология — понимание природы конкретного человека и путей, которыми ведет его судьба. Лидии это удалось сделать в своей статье, показать это чудо. И статья читалась просто на одном дыхании. Ещё я ощутила в этой статье, между строк, какое-то теплое чувство автора к художнику, к его непростой судьбе.
Особая благодарность за чудесные фото картин, витражей, мозаики, скульптур. Эти иллюстрации ещё больше оживили и одухотворили статью.
Жаннета Зеленкова 03 июня 2022, 08:04
Спасибо за очень интересную профессиональную работу, больше похожую на научное исследование творчества известного художника М. Шагала.