Когда четырехглавый Брахма творит Вселенную, он произносит звук Ом, из которого, как лепестки из центра цветка, вырастают четырнадцать планетарных систем. Этот мир то возникает, то снова уходит в небытие. Вселенная пульсирует, как исполинское сердце.
Процесс творения материальных вселенных описывается в Ману-самхите.
До начала творения пограничная энергия Господа пребывала в равновесии. Все было во тьме невежества. Не существовало признаков, которые позволяли бы судить о природе материи. И у науки нет ни малейшей возможности исследовать тот этап бытия. Можно лишь предполагать, что описываемое состояние сходно с погруженностью в глубокий сон. Это сравнение дает некоторое представление о том периоде: материя как будто пребывала в глубоком сне.
Затем из недр духовных сфер исходит свет. Этот свет видят те, кто обладает зрением. Он существовал и будет существовать вечно, но в момент творения потенциально зрячие получают возможность воспринимать его они начинают видеть. Вслед за светом появляется вода.
Этот первоначальный свет ассоциируется с личностью. Свет означает сознание, а сознание указывает на личность. Свет, личность, сначала дает рождение зрячим – тем, кто может воспринимать материю, затем порождает некую объективную стихию наподобие воды. Она известна как вираджа, причинная стихия. Брахмалока мир сознания представляет собой свет, а причинная стихия, вираджа, воду.
Итак, мир сознания это свет, а первая объективная реальность вода. Затем в причинных водах, которые являются отражением этого света, сеются семена сознания. Хотя вода как таковая появляется гораздо позже, первичную материю сравнивают с водой, поскольку это подвижное начало, способное принимать в себя, служить вместилищем. На санскрите воду называют апа, что означает нечто низшего порядка. Так проходит низший этап творения.
Затем при соединении семян сознания и причинных вод, появляется новая стихия, которая называется махат-таттва: энергия светосознания, смешанная с материей. В результате такого смешения получается махат-таттва. Эта единая масса представляет собой общее эго совокупную аханкару. Махат-таттва это неразделенное эго, общая аханкара.
В ходе дальнейшего развития эта единая стихия дробится на множество индивидуальных частичек. Так появляются индивидуальные эго. По мере того, как под воздействием сознания объективная стихия меняется, она проявляет себя в пяти основных элементах, которые можно видеть, обонять, слышать, пробовать на вкус и осязать. Пять фундаментальных стихий вместе и составляют то, что мы называем материей.
Это пятиединое начало, развивается в трех состояниях: саттва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество). Таким образом, эволюция происходит от тонкого к грубому: эфир, звук, слух и ухо; воздух, вещество, прикосновение и кожа; огонь, цвет, зрение и глаз; вода, вкус, вкусовые ощущения и язык; земля, запах, обоняние и нос. В общей сложности получается двадцать четыре элемента: эго (я), три тонких элемента (пракрити, махат-таттва и аханкара), пять грубых элементов, пять чувств, пять объектов чувств, и пять органов чувств. Так тонкое трансформируется в грубое, сознание преобразуется в материю. А когда по высшей воле ей снова суждено вернуться в небытие, этапы этой эволюции повторяются в обратном порядке: грубые элементы растворяются в тонких. Материя постепенно переходит в более тонкие формы, пока, наконец, не достигает состояния пракрити, самой тонкой, первичной формы, напоминающей воду. Тогда индивидуальная душа, атма, сливается с Брахманом, однообразной массой сознания.
В Бхагавад-гите (15.16) Господь Кришна так описывает различные состояния духовной энергии: Есть два вида душ: одни совершенны, неизменны и непогрешимы, другие же подвержены падению. Последние обитают в материальном мироздании, тогда как непогрешимые живут в духовном мире.