ПЯТЫЙ ДОМ, ИЛИ ПУТРА-БХАВА (ДОМ ДЕТЕЙ)
У 5-го дома много названий, но, пожалуй, главная его характеристика отражена в названии «путра-бхава» – дом детей. Этот дом 2-й по счету от 4-го, поэтому он показывает плоды рода. «Путра» переводится как «сын», и 5-й дом показывает, могут ли у нас быть дети и какова будет их карма.
Еще это дом дхармы, благочестия. Также его называют «пурва-пунья-бхавой», домом хорошей кармы прошлой жизни. По сути, рождение сына – это следствие нашего благочестия и хорошей кармы. Согласно Ведам, сын – продолжатель рода, а также тот, кто совершает ритуальный обряд по умершим родителям и предкам. Древние мудрецы толковали происхождение этого слова, как «тот, кто освобождает от ада» («пут» – название одного из адских миров, «тра» – освобождать). Согласно теории кармы, наши дети – это те личности, с кем мы уже встречались в прошлых жизнях, но не обязательно были связаны родственными отношениями. Одно из значений дхармы – это естественная природа человечества как вида, включающая воспроизведение потомства.
Дхарма также означает «долг», и наш долг перед детьми прописан в Ведах. Родители – это врата в мир для ребенка. Считается, что до 12 лет они несут кармическую ответственность за совершенные ребенком поступки. С 13 лет начинается подростковый возраст, и он, как правило, непростой, потому что дети уже считаются «кармически совершеннолетними» и сами получают результаты совершенных с этого времени поступков.
Согласно Ведам, первый долг родителей – дать детям духовное образование. Но невозможно дать то, чего не имеешь сам, поэтому родители должны быть образованы духовно. Поэтому 5-й дом, дом дхармы – морали и нравственности, а также и дом духовной практики – мантра-бхава – дом молитвы. Самое важное воспитание и самое действенное – это воспитание своим примером. Ребенок черпает основы своей нравственности из семьи. Мы всегда воспитываем детей своим примером, и если родители следуют дхарме, тогда это становится основой для благочестия ребенка. Все эти понятия переплетены в 5-м доме.
Второй долг родителей – дать детям мирское образование, а третий – вырастить их и выкормить. В западном обществе мы, к сожалению, расставляем приоритеты с конца, забывая про свой первый долг, считаем, что главное – «поставить на ноги».
5-й дом – дом образования, и он покажет, какое у нас будет образование, будем ли мы работать по профессии, будет ли дополнительное образование или обучение заграницей. Также 5-й дом, как 3-й от 3-го дома – дом творчества, артистизма, таланта. Будучи 11-м (дом радости) от 7-го дома (дом партнерских отношений), 5-й дом показывает романтические чувства, влюбленность.
Кроме того, 5-й дом показывает мудрость человека, ведь он 2-й от 4-го дома, дома счастья. Поистине счастливый человек – это мудрый человек, тот, кто утвердился в следовании дхарме. Пораженный 5-й дом говорит об отсутствии мудрости, и в древних трактатах по джйотиш человек с пораженным 5-м домом описывается как «глупый».
5-й дом – дом Лакшми, богини процветания и удачи. Он показывает капиталовложения, инвестиции, большое богатство. Как 9-й от 9-го дома, этот дом показывает удачу. Все это – следствие пурва-пуньи, благочестия прошлой жизни.
Увольнения, неприятности на работе, кризисы в профессиональной деятельности – тоже характеристики 5-го дома. Согласно теории «Бхават-бхавам», это 8-й дом (кризисы) от 10-го, дома профессиональной деятельности. 10-й дом показывает и положение в обществе, поэтому сильный 5-й дом таит в себе испытания для личности. В популярной астрологии принято считать, что 5-й дом – один из лучших домов, и о внутренней опасности или испытании этого дома, как правило, не говорят. Веды сообщают, что хорошая карма проявляется в рождении в богатой семье, получении хорошего образования, процветании и богатстве. Однако мы часто наблюдаем, что такие «баловни судьбы» нередко совершают неблаговидные поступки, ведут пустую светскую жизнь, наполненную погоней за удовольствиями, тем самым бездумно растрачивая свою пурва-пунью. Подобно герою евангельской притчи, зарывшему свой талант в землю, такие люди рано или поздно теряют все.
5-й дом – дом разума и интеллекта, и только разум может воспринять дхарму, но для этого необходимо прикладывать большие, можно даже сказать, двойные усилия, поскольку по счету этот дом это 3-й от 3-го, дома усилий. Но эти усилия всегда вознаграждаются сполна, ведь недаром напротив 5-го дома стоит 11-й, дом радости.