ПЕРВЫЙ ДОМ, ИЛИ ТАНУ-БХАВА (ДОМ ТЕЛА)
1-й дом показывает тело человека, его внешность и конституцию, физическое сложение и рост. Также 1-й дом показывает здоровье, жизнеспособность, иммунитет, темперамент, характер человека, его привычки и склонности. 1-й дом говорит о чести и достоинстве владельца гороскопа, о его благополучии, добродетели, показывает основное направление жизни и её продолжительность, а также говорит о событиях в период юности. Ещё один важный аспект 1-го дома – патриотизм.
Согласно классификации домов, 1-й дом одновременно кендра и кона – дом Вишну, высшего бога, и дом Лакшми, его супруги, или шакти. И это отражает глубокую философскую идею Вед: Бог – это единство Пуруши и Шакти. Пуруша – это «тот, кто наслаждается», мужской аспект Бога, принцип янь, а Шакти – «та, которая наслаждает», женский аспект, принцип инь. 1-й дом — это человек, а человек, как говорят Веды и другие духовные традиции, подобен Богу, но подчеркивают, что человек не может ни качественно, ни количественно сравниться с Ним. 1-й дом показывает индивидуальность, наше «я», и как дом Вишну-Лакшми, представляет вечную связь с высшим «Я». Осознать эту связь – и есть высшая дхарма, или предназначение человеческой жизни.
1-й дом называется тану-бхава, дом тела. Ложное эго – это отождествление своего «я» с телом. Мы говорим, я есть это тело, я мужчина, я женщина, я русский, я американец – все это аханкары, путы, которые держат нас в материальном мире, как веревки отождествлений, которые привязывают нас к этому миру. Все наши отождествления заключены в ложном эго.
1-й дом показывает личность человека, но не атму, душу. Гороскоп – это картина кармы, а природа души надмирна, не материальна, поэтому индивидуальность, или истинное «я» проявляется через материальное «я» – личность, или ложное эго. Когда мы, пытаясь наслаждаться этим миром и контролировать его, ставим себя в центр, проявляется эгоизм, и это тоже характеристика 1-го дома. Душа – часть Бога и ее природа – служить целому, об этом говорят все религии мира. Природа атмы – лишенного эгоизма истинного «я» – природа Шакти, служения или самозабвенной любви. Пуруша самодостаточен, а Шакти – нет, она не может существовать без Пуруши. Мы говорим: «Любовь превыше всего», потому что природа нашей души – любить. А любить – значит отдавать, и только отдавая любовь, возможно истинное счастье, от которого нас отделяет собственный эгоизм. Чем более совершенна личность, тем более она отдает. Святые и учителя говорят: «Отдавать лучше, чем брать». И это их послание нам. Таким образом мы видим, что в 1-м доме заложены некие две, на первый взгляд, противоречивые тенденции, которые исходят из самой природы 1-го дома, как дома Вишну и дома Лакшми.
1-й дом описывает наши детство и юность. Дети открыты, они стремятся дарить миру любовь, радость. Ребёнок улыбается, и весь мир улыбается ему. Поэтому Иисус сказал когда-то: «Будьте как дети», имея в виду, прежде всего, искренность и открытость. Искренность – очень важное качество, которое также показывает 1-й дом.
Кроме того, 1-й дом показывает честь и достоинство человека. В современном обществе потребления редко говорят о таких понятиях. Из чего слагается честь и достоинство? Самоутверждение и культивирование сильной личности, так же, как и признание окружающих, еще не означает, что у человека появляются честь и достоинство. Эти понятия относятся только к зрелой личности. Зрелость личности определяется по тому, насколько личность берет или не берет на себя ответственность. Инфантилизм, так свойственный современному обществу, является прямым следствием эгоизма. Инфантильное отношение к жизни – считать, что тебе кто-то и что-то должен. Не случайно 1-й дом – дом дхармы, долга. Осознание и принятие своего долга, своей ответственности и формирует истинную честь и достоинство личности. У зрелой личности есть разные зоны ответственности, а следовательно, и разные дхармы: дхарма жены, мужа, матери, отца, взрослых детей, также существует гражданский долг.
Патриотизм – также характеристика 1-го дома. Мы живем в эпоху глобализации и считаем себя «людьми мира». Однако, как только мы теряем связь с осознанием себя, как гражданина своей страны, своей родины, это сказывается, прежде всего, на силе личности, жизнеспособности и иммунитете. Сильная личность – это не сильное эго. Это не синонимы. Сильное эго мешает стать сильной личностью потому, что эго мыслит в категории «я» и «мое», а сильная личность мыслит в категории дхармы, осознании своего долга. Поэтому патриотизм свойственен только сильным личностям, разрушая же это понятие и культивируя эгоизм, человек становится более зависимым и слабым.
Напротив 1-го дома находится 7-й дом, дом камы. Противоположные дома, лежащие на одной оси, связаны по смыслу, влияют и дополняют друг друга в более глубоком понимании дома. Поэтому 1-й дом представляет собой арену борьбы чувств и долга. 1-й дом можно образно назвать Курукшетрой, полем, где проходила некогда великая Махабхарата – битва потомков Бхараты. В личности постоянно борются два начала: добро и зло, чувства и долг. Добро – это благочестие, следование своему долгу, дхарме. 1-й дом показывает добродетель, но добродетель черпается только из осознания дхармы. Зло – порождение эгоизма, потворство желанию властвовать, доминировать, эксплуатировать окружающий мир, с тем, чтобы наслаждаться. Поступки, продиктованные такими мотивами, приводят к страданиям. В осознании дхармы и совершении добродетельных поступков личность становится цельной и гармоничной, формируется то, что называют силой духа, внутренней силой.
Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает». Поэтому писания говорят, когда человек следует своему долгу, дхарма сама поддерживает его. У каждого из нас есть понимание морально-нравственного закона, то, что мы называем «голосом совести». Иммануил Кант сказал: : «Две вещи неизменно восхищают меня это звёздное небо над моей головой и нравственный закон внутри нас».
Также 1-й дом показывает общее благополучие в жизни, и это характеристика 1-го дома, как дома Лакшми, богини процветания и удачи. Лакшми, супруга Вишну, олицетворяющего дхарму, дает свое благословение, когда мы следуем высшему закону.