Правдивость и чистота речи - какие влияния планет в гороскопе?
Вопрос: Добрый вечер, дорогие слушатели и зрители! Сегодня интересная тема про правдивость и чистоту речи и как это показывают планеты. Сегодня многие СМИ выдают неправдивые новости, и мы даже и не знаем, где граница правды и лжи. Мы переживаем трудные времена, потому что раньше был кодекс журналиста, они были обязаны писать новости так, как они есть, но в последнее время с появлением социальных сетей много неправдивых новостей и очень трудно узнать, что на самом деле происходит в мире. Интересно спросить у Индубалы, какое место правдивость речи занимает в жизни человека, в жизни социума?
Индубала: Добрый вечер, друзья! Добрый вечер, Сигита! Когда мы говорим о правде и лжи я всегда вспоминаю историю Шримад Бхагавадам, которая описывает, как внук Арджуны, Махарадж Парикшит, путешествуя, увидел, как шудра избивает быка. Три ноги у быка были сломаны, и шудра пытался перебить четвертую ногу. Махарадж Парикшит увидев это, остановил шудру и воскликнул: «Что ты делаешь?». Подойдя ближе, он узнал в быке олицетворение дхармы, а в шудре – демона Кали, эпохи раздоров. Махарадж Парикшит обратился к быку Дхарме и сказал: «В Сатья-югу, эпоху правдивости и истины, ты прочно стоял на четырех ногах, благодаря четырем принципам: аскетизму, чистоте, милосердию и правдивости. Но теперь, в Кали-югу, твои три ноги перебиты из-за неимоверно распространившегося безбожия, проявляющегося, как гордыня, страсть к женщинам и опьянение. «И сейчас ты, – сказал Махарадж Парикшит, обращаясь к Дхарме, – стоишь на одной ноге, которая олицетворяет правдивость, но Кали – олицетворение раздоров – процветающий, благодаря обману, пытается перебить и эту опору».
Поэтому правдивость – это единственная опора дхармы в Кали-югу, где еще возможно существование дхармы. Очень важно помнить о том, что правдивость – наш внутренний стержень, и следуя правдивости, заботясь о чистоте, красоте речи, мы еще можем воспринимать дхарму.
Если мы начинаем обманывать, то дальше, помните, как в той поговорке: «Коготок у птички увяз – всей птице пропасть», мы теряем последнюю опору в дхарме, и вслед за обманом мы уже склонны совершать адхармичные поступки или неправедные поступки, результатом которых все равно будут неизбежные страдания. Поэтому так важно помнить о правдивости.
Родная сестра правдивости – чистая речь, чистота речи так же очень важна для каждого из нас. Я бы сказала, что чистота речи – это чистота сознания. И, если наша речь не чиста, то мы не можем воспринять дхарму, а дхарма – это и духовное знание, поэтому мы не можем правильно воспринять высшее духовное знание, если наша речь не грамотна, если мы не следим за чистотой своей речи. Это очень тонкие вещи, глубоко эзотерические, скрытые, которые составляют основу нашей жизни.
Вопрос: Скажите пожалуйста, как мы можем увидеть в гороскопе человека правдивую, чистую речь? Мы знаем, как недостойные слова, или сленг, притягивает невежество и темные силы, даже быть рядом с человеком, который постоянно матерится, неприятно. Как увидеть речь в гороскопе? Какой дом отвечает за это, и как можно скорректировать?
Индубала: Да, действительно, когда мы общаемся с людьми, которые используют нецензурную речь, наше сознание тоже засоряется. Поэтому мы уже не можем воспринять правду или истину такой, какая она есть. И наша правда превращается в местечковую, относительную правду, т.е. то, что, по сути дела, является правдой для одного, или искажением правды. Есть абсолютная правда, истина, а есть относительная, или то, что считает человек правдой для себя, или «выгодной» правдой.
Также очень важно окружение человека, важно с кем мы общаемся. Так что же показывает нашу речь и правдивость в гороскопе? Конечно, это 2-й дом гороскопа. Мы знаем, что именно 2-й дом – дом речи. Но именно второй дом называется «дхана-бхава» – дом богатства. Таким образом, наша чистая речь – это наше богатство, а наша правдивость – это непораженный, сильный 2-й дом, который так же проявляется не только в правдивости, но и в хорошем материальном положении, семейных ценностях. По сути дела, 2-й дом – это ресурс человека, то, что является основой его существования.
Правдивость – это основа дхармы человека в Кали-югу, поэтому она чрезвычайно важна. Люди не знают об этой тонкой связи и загрязняют, замусоривают свою речь. Сейчас очень происходит много заимствований в нашем языке, но заимствования в языке существовали всегда, потому что есть межличностные отношения, отношения между странами, кросс-культурные отношения и т.д. Сейчас в эпоху глобализации, естественно, слова заимствуются, и это нормальный процесс, социальный процесс развития общества. Однако, когда мы употребляем слова, которые и ни русские, и ни английские, вот это уже является искажением восприятия, и это уже загрязняет наше собственное восприятие, загрязняет нашу собственную речь.
Например, читая какую-то джйотиш-литературу или какие-то тексты в Интернете, я вижу слова, которые являются просто калькой с английского, такие как, например, «малефик» или «бенефик». Это не астрологические термины. Если мы хотим правильно воспринимать джйотиш, то мы должны и воспринимать ее соответствующим образом. В джйотиш есть термины, например, «папа-граха» или «шубха-граха», которые означают злотворную планету, и благотворную планету. А такие слова, как «малефик», «бенефик» – это просто калька с английского: malefic planets, benefic planets и т.д. Таким образом, это не астрологический термин, это и ни английский, и ни русский язык. Так мы говорим слова и утрачиваем их истинный смысл. Точно так же, скажем, как неправильно говорить, например, «живые показатели дома». У меня, как у редактора, просто волосы встают на голове дыбом, потому что какие такие «живые» показатели, они что бегают?)) Русский язык – Великий и могучий язык, один из самых богатый в мире. В русском языке есть прекрасные слова для определения смысла. Нас в школе учили, что предметы есть одушевленные и неодушевленные. Таким образом, и дом в гороскопе имеет одушевленные и неодушевленные показатели. Почему мы говорим «живые» показатели? А остальные – это что «мертвые»?
Таким образом, неграмотная речь ведет к искаженному восприятию, и от нас ускользает суть. Нам кажется, что это упрощает нашу речь. Но на самом деле, это упрощает и примитизирует наше сознание, наше восприятие. И чем более сложен человек, чем более он развит духовно и материально, тем богаче его речь. У Эллочки людоедки было всего 30 слов в лексиконе, и она прекрасно жила, правда? Но могла ли она воспринять высшее духовное знание? Она, конечно, могла сказать Богу: «Парниша, ха!», но было бы ли это молитвой? Поэтому, безусловно, скудость речи – это скудость сознания.
Мы должны ратовать за чистоту речи, это очень важно. Если мы искажаем свою речь, это очень тонким образом сказывается и на восприятие правды. Т.е. для нас уже становится легче обманывать, легче искажать какие-то понятия, потому что мы их уже искаженно воспринимаем и для нас это не становится нормой.
Вопрос: Я знаю, что русский язык богаче, чем английский, и мне было очень странно читать переводы, что прямо берется английский термин и вставляется в перевод русскими буквами, без работы с этим термином, без осознания.
Вы – одна из первых авторов и редакторов книг по джйотиш, вы выпустили уже много астрологических книг, и были у истоков формирования астрологической речи, терминов. Но сейчас эти термины переводятся небрежно, это утрачивается смысл, потому что идет двойной перевод, перевод не очень качественный, перевод с санскрита на английский и потом на русский без соотношения с первоисточником.
Индубала: Да, конечно, вспоминается, как в советское время относились к книгопечатанию, книгоизданию. Фильм «Зеркало» очень хорошо иллюстрирует это. Потому что слово написанное – это очень весомое слово и это сила, и, конечно, мы видим, что второй дом – это дхана-бхава, это наше богатство. Поэтому, как мы относимся к нашему языку, к нашей речи, так мы и богаты, но богаты не только материально, но и духовно богаты, и культурно богаты. Поэтому, чем более развит этнос или народ, тем сложнее его язык, он более многогранен. Мы должны гордиться и дорожить своим языком, именно язык определяет наше внутренне богатство, то, что является дханой или богатством, или ресурсом.
Если речь человека слаба или скудна, это говорит о его внутренней слабости, о том, что такой человек не имеет внутреннего стержня в виде правдивости. Необязательно, что такой человек будет лжецом, но он не будет считать ложь чем-то недопустимым, и его восприятие знания, восприятие дхармы, высшего знания, будет другим.
Также можно сказать и о Богине Сарасвати, которая персонифицируется с богиней речи, богиня Вач. Богиня Сарасвати – богиня учености, богиня знания. Поэтому, если речь неграмотная, богиня Сарасвати не дает свои благословения на обретение духовного знания, высшего знания.
И, тем самым, мы сами себя обкрадываем, сами себя обманываем, когда начинаем лгать и упрощать свою речь. Время виртуального общения сильно влияет на речь и язык. Например, сейчас люди пишут очень неграмотно. Зачем писать слово «сейчас», когда можно написать «щас», очень быстрее и проще, и в соцсетях идет такая вот переписка. Все это ведет к примитивности сознания, к примитивности речи, к примитивности самого человека.
Безусловно, человеком, у которого речь скудная, проще управлять. Если говорить о таких глобальных процессах, то, чем сложнее и чище речь человека, тем более он свободен, а чем она примитивнее, то человек более зависим. И вот это парадокс. Нам кажется, что проще – это лучше: проще солгать, проще обойтись тридцатью словами, как Эллочка Людоедка, но это приводит к тому, что мы сами становимся заложниками собственной примитивности и теряем свою свободу.
Вопрос: И напоследок хотелось бы спросить, как правдивость влияет на судьбу человека? Это ведь тоже 2-й дом, это так же дом мараки. И мы сами своей нечистой речью копаем себе яму. В Интернете мы видим, что там сидят не Шекспиры, и публикации порой ужасают меня своей примитивностью.
Индубала: Совершенно верно! И очень обидно, что люди сейчас читают не Шекспира, а читают вот это)).
Вопрос: Именно! Спасибо большое за беседу, за интересные и нужные акценты на том, что такое правдивость и как правдивая речь влияет на нас и нашу судьбу. До следующей встрече с вами. До свидания!
Индубала: Всего доброго! До свидания!